Инна Зимина
Конспект занятия «Домашние животные» в подготовительной к школе группе
Логопедическое занятие
(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Автор: Зимина Инна Александровна,
учитель-логопед МБДОУ ДСКВ № 14
г. Ейска МО Ейский район
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Домашние животные“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи: образование глаголов, притяжательных прилагательных, подбор определений к именам существительным, практическое употребление в речи существительных в Родительном, Дательном и Творительном падежах, упражнение в составлении распространённых предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви к животным и бережного отношения к природе.
Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки, разрезные картинки, мяч, колокольчик, логокуб, массажная дорожка.
Предварительная работа: беседа о домашних животных, чтение литературных произведений, презентация «Домашние животные», загадки по теме.
Ход:
I. Организационный момент.
- Ребята, послушайте загадки!
Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю
И чужих я прогоняю. (Собака)
Ест траву, жуёт, молчит.
А потом полдня мычит
Как погладите бока,
Дам парного молока. (Корова)
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика крючок.
На ногах моих копытца,
Ем и пью я из корытца.
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: хрю – хрю! (Свинья)
Блеет жалобно: «Бе-бе!»
Травку щиплет во дворе
Шубка в завитых колечках,
А зовут её? (Овечка)
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня царапка,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка)
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою –
Молока тебе даю.
Я такая егоза, а зовут меня? (Коза)
Кто я? Догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом же везу телегу.
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)
Похожий на пони, но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь упрямец ужасный. (Осёл)
(На доске выставляются картинки домашних животных).
II. Основная часть.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Сначала мы отправимся в прошлое. Для того чтобы попасть туда, нам надо пройти по мосту времени. (Дети проходят по массажной дорожке и свободно располагаются на ковре).
- Вот мы и попали в прошлое! (Слайд№1)
- Сейчас я вам расскажу одну историю:
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные совсем дикими.
И вот однажды пришла к человеку Собака (Слайд №2) и говорит:
- Возьми меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать? Какая от тебя польза?– спросил человек.
- Ребята, как вы думаете, что рассказала собака о себе? (Ответы детей)
(Собаки помогают на охоте, охраняют жильё человека, спасают людей на пожарах, в горах, на севере их запрягают в упряжки и они перевозят грузы, служат в полиции и охраняют границу).
- Подумал, подумал человек и разрешил собаке жить в конуре, рядом со своим домом.
- Вскоре к человеку пришла Кошка (Слайд №3) и тоже попросилась жить вместе с ним.
- Что же рассказала кошка о себе, чем она могла стать полезной человеку? (Ответы детей)
(Кошки ловят мышей, ведь мыши уничтожают разные продукты, кошки создают уют и хорошее настроение).
- Подумал, подумал человек и поселил кошку у себя в жилище. А кошечка оказалась такой весёлой и игривой, давайте вместе с ней поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
(Поочередно “кусаем” кончики пальцев от большого пальца к мизинцу и обратно, затем – на другой руке).
Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, это не палец, а мышка.
Я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Наигралась кошка, набегалась, захотелось ей пить.
- А что же она любит пить? (Молоко)
- А молока- то у человека и нет. Что делать?
Нашла Кошка Корову (Слайд № 4) и привела к человеку.
-Что интересного рассказала человеку Корова? Как вы думаете, какая от неё польза человеку? (Ответы детей)
(Корова даёт молоко и мясо, а из молока можно приготовить различные молочные продукты: кефир, ряженку, йогурт, сметану, творог, сыр, сливочное масло и даже мороженное)
- Согласился человек. А куда надо поселить корову? (В коровник или в хлев)
- А коровника у человека и нет. Стал человек его строить. Тяжелые бревна таскает, устал. И вот привела Кошка Лошадь и Осла. (Слайд №5). Как вы думаете зачем? (Ответы детей)
(Верно, чтобы они помогли тяжёлые брёвна и другие грузы переносить и перевозить)
-Где человек поселит лошадь и осла? (На конюшне или в сарае).
- Пришла зима. Холодно стало. Увидела Кошка, что у человека нет ни валенок, ни варежек и привела сразу Козу и Овцу. (Слайд №6)
- А какая, ребята, польза от них? (Ответы детей)
(Правильно, Коза и Овца дают человеку тёплую шерсть, из которой человек сделал валенки, связал носки, варежки и теплую одежду. Коза и Овца ещё дают очень вкусное и полезное молоко).
-А где же поселил человек этих животных? (В сарае или овчарне)
- Со временем Человек приручил и других животных.
- Как вы думаете, каких животных приручил человек? (Свинью, Кролика). (Слайд №7)
-Какую пользу они приносят человеку? (Ответы детей)
(Кролик даёт мясо и мех, а свинья – мясо, жир, сало и щетину)
- И как же стали называть этих животных, которые живут с человеком и приносят ему пользу? (Домашние животные). (Слайд №8)
- А где сейчас можно увидеть много домашних животных? (В деревне)
- Возвращаемся по мосту времени из прошлого в настоящее (Дети проходят по массажной дорожке)
- А сейчас нам надо попасть в деревню. Вот этот колокольчик помогает путешествовать, но необходимо произнести волшебные слова: «Ты, колокольчик, прозвени, попасть в деревню помоги. Раз, два, три, попасть в деревню помоги!»
(Дети произносят слова, закрывают глаза, слышат голоса домашних животных в деревне). (Звуковое сопровождение)
-Вот мы с вами и в деревне! Какой здесь чистый воздух! Давайте с вами немного подышим, вдыхаем воздух через нос, делаем глубокий вдох! а выдыхаем через рот. (Дыхательная гимнастика).
- С утра просыпается человек и слышит, как животные по-разному подают голоса.
- Давайте и мы с вами поиграем в игру и узнаем, как разные животные подают голоса. Становитесь в круг!
Дидактическая игра
«Кто из домашних животных и как подаёт голос» (с мячом)
Молочка налили мало
Кот мяукал: «Мяу-мяу»
- Что делал кот? (Мяукал)
Кто похлёбку съел мою
Свинка хрюкает: «Хрю-хрю»
- Что делает свинья? (Хрюкает)
Хватай вора за рукав,
Пё с залаял: «Гав-гав-гав»
- Что сделал Пёс? (Залаял)
Дайте свежей травки мне,
Блеет Козочка: «Ме-ме»
- Что делает Коза? (Блеет)
- Блеет и Овца с Бараном.
Травку на лугу жуют.
Говорит Баран Овце:
- «Бе-бе-бе»
-Что делают Овца и Баран? (Блеют)
- Мой хозяин далеко.
Ржё т Лошадка: «Иго-го»
- Как подаёт голос Лошадь?
-Что она делает? (Ржёт)
- Где Телёнок, не пойму?
Замычит Корова: «Му-у-у»
- Как голос Корова подаёт?
- Что она делает? (Мычит)
- Ребята, так как мы с вами пришли в гости к домашним животным, мы должны их чем-то угостить!
Дидактическая игра «Кому что?» (Дательный падеж существительных) (интерактивная доска)
Рыбу дадим (кому) - кошке.
Косточку дадим (кому) - собаке.
Морковку дадим (кому) - кролику.
Сено дадим (кому) - лошади, корове, овце, козе.
Желудей, (овощей) дадим (кому) - свинье.
(Ответы детей, под картинкой домашнего животного прикрепляем «еду»)
Дидактическая игра «Какая, какой?» (с Кубом)
- А теперь давайте расскажем, какие же это домашние животные?
Бросаем логокуб и какая картинка выпадет, про то животное и будем говорить.
Собака – (какая) - сильная, смелая, злая, добрая, ласковая, верная, добродушная, дружелюбная, домашняя, умная, свирепая, бойцовская.
Кошка – (какая) - добрая, ласковая, пушистая, тихая, нежная, агрессивная, умная, смышлёная, зоркая, внимательная
Свинья – (какая) - толстая, гладкая, домашняя, крупная, большая, огромная.
Лошадь – (какая) - быстрая, сильная, стремительная, ловкая, выносливая, грациозная, красивая, умная, верная.
Корова – (какая) - медлительная, огромная, большая, спокойная, добродушная, умная, домашняя, добрая, терпеливая, толстая, бурая, чёрная, пятнистая.
Кролик – (какая) - маленький, белый, серый, чёрный, пушистый, пугливый, красноглазый, добрый, добродушный, умный, спокойный.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (притяжательные прилагательные)
- У всех животных есть основные части - какие?
( ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост).
- Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти.
- А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться).
- Все животные имеют хвост. Как вы думаете, чей это хвост, если он есть у коровы? (Коровий хвост). (Ответы детей)
(Коровий, овечий, козий, лошадиный, поросячий, кроличий, кошачий, собачий, щенячий, свиной, бычий, бараний, телячий, жеребячий, ослиный).
- Ой, ребята, что я вижу! Это же детский сад для маленьких домашний животных. (Слайд №10)
- Вы помните, как их называют? ( Ответы детей: котята, козлята, щенята, ягнята, телята, жеребята, поросята, крольчата). Верно.
- Давайте скажем кто с кем пришёл в детский сад.
Дидактическая игра «Кто с кем?»
(Творительный падеж существительных Слайд № 11)
Собака пришла со щенятами.
Кошка пришла с котятами.
Коза пришла с козлятами.
Овца пришла с ягнятами.
Лошадь пришла с жеребятами.
Корова пришла с телятами.
Свинья пришла с поросятами.
Крольчиха пришла с крольчатами.
Дидактическая игра «Дружная семья». (Слайды № 12 - 19)
У овцы и барана – ягнята
У коровы и быка – телята
У козы и козла – козлята
У свиньи и кабана – поросята
У лошади и коня – жеребята
У крольчихи и кролика – крольчата
У кота и кошки – котята
У собаки и пса – щенята
У ослицы и осла – ослики, ослята
Дидактическая игра «Кого не стало» (Родительный падеж существительных) (на развитие зрительного внимания).
- Ребята, давайте поиграем в прятки. Вы закрывайте глаза, а животные будут прятаться.
- Откройте глаза и скажите, кого не стало? (Ответы детей)
(Не стало коровы, кошки, козы, овцы, поросёнка, щенка, собаки, кролика).
Дидактическая игра «Собери целое из частей»
- Ребята, помогите, пожалуйста, собрать целую картинку из частей.
(Дети собирают разрезную картинку домашних животных).
- Давайте ещё раз вспомним, какие домашние животные были в деревне? (Дети перечисляют домашних животных).
- Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить. (Слайд № 20)
- Конь, собака, кот, коровы,
Козы, овцы - все готовы
С нами рядом в дружбе жить
И на радость нам служить!
- А теперь нам пора возвращаться обратно, наше путешествие подошло к концу.
- Произносим волшебные слова: «Ты, колокольчик, прозвени, обратно в детский сад попасть нам помоги. Раз, два, три…. обратно в детский сад попасть нам помоги».
III. Итог занятия.
- Ребята, где мы сегодня побывали, у кого в гостях?
(Мы были в деревне, в гостях у домашних животных).