Елена Шейгусова
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о многообразии животного мира Краснодарского края, учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Дикие животные Краснодарского края“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Подготовительная группа
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Развивающие: привлечь внимание детей к исчезающим видам диких животных Краснодарского края; развивать связную речь, мышление, память, обогащать словарный запас детей новыми терминами,
Воспитывающие: воспитывать сочувствие к детенышам диких животных, попавшим в беду; расширить знания детей о животном мире через чтение произведений о животных.
Современные образовательные технологии: игровые развивающие технологии, метод проблемного обучения, здоровье сберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры с Су-Джок мячами «Ежик колет нам ладошки», «На поляне, на лужайке», ритмическая игра «Я мишка плюшевый».
Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией в Microsoft Office PowerPoint «Дикие животные Краснодарского края», аудиозаписи звуков животных, макет Краснодарского края, Су-Джок мячики, мешочек с разнообразными хвостами, костюмы и декорации героев русской народной сказки «Колобок».
Предварительная работа: педагогами нашей группы, совместно с родителями и детьми группы «Росинка» была создана Красная книга диких животных Краснодарского края, в виде папки-передвижки. Были представлены доклады о переднеазиатском леопарде, горном зубре, кавказских сернах, кавказской рыси, кавказских лесных котах, енотовидной собаке, еноте полоскуне. А также совместно с детьми были выполнены объемное моделирование диких животных из полосок бумаги и макет Краснодарского края с обитающими животными.
Ход занятия:
Педагог. Животный мир нашего Краснодарского края богат и разнообразен. У нас встречаются более 600 видов животных. Многообразен класс птиц, насчитывающий около 320 видов; класс рыб – 163 вида, млекопитающие – 86 видов, рептилии – 21 вид, земноводные – 11 видов.
Сегодня мы поговорим о животном мире Краснодарского края. А о каком животном пойдет речь, догадайтесь из загадки:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
Слайд № 3,4. ЗАЯЦ
Педагог. "Косым" зайца прозвали потому, что его большие глаза расположены по бокам головы. И он видит не только впереди себя, но и то, что происходит по бокам и даже сзади. И сверху видит!
А врагов у зайца хватает. Это и волки и лисы, и хищные птицы. Поэтому главная задача для длинноухого - затаиться, стать почти невидимым. Заяц - беляк зимой меняет серую шубку на белую. Нелегко теперь заметить его среди сугробов. А заяц-русак - он встречается в полях, степях - весь год ходит в одной шубке. В сказках заяц - трусишка. Но не сказочный заяц - умный зверь. Может сбить со следа не только лисицу, но и охотника.
Педагог. Мы загадку прочитаем и животное отгадаем…
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж) Слайд №6,7 ЁЖ
Педагог. Еж - хищное ночное животное небольших размеров. На спине у него колючие иголки, которыми он защищается во время встречи с другими зверями. Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах.
Днём прячется, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, дождевые черви, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши и птицы, а также ягоды, жёлуди и опавшие плоды. Еж очень любит яблоки. Если он находит груду яблок, катается по ним до тех пор, пока не наколет их на свои колючки. После этого он относит их в свое гнездо. На зиму ёж впадает в спячку.
Пальчиковые игры с Су-Джок мячами «Ежик колет нам ладошки», «На поляне, на лужайке».
Как утверждали многие ученые: «Речь ребенка находится на кончиках пальцев…» Давайте мы сейчас поиграем в пальчиковые игры, а помогут нам наши «ежики-мячи».
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать.
(Катаем между ладоней вертикально)
(Катаем между ладоней горизонтально)
(Катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху)
(Катаем между ладоней по кругу, левая рука вверху)
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
На полянке, на лужайке (круговые движения по ладони
Целый день скакали зайки ("прокатываем" от основания ладони
И катались по траве кончиками пальцев)
От хвоста и к голове
Долго зайцы так скакали, (слегка постукиваем мячиком по ладошке)
Но, напрыгавшись, устали. (кладём мячик на ладонь)
Мимо змеи проползали, (делаем волнообразные движения
"С добрым утром!"- им сказали. мячом по ладошке)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать. (проглаживать каждый пальчик мячиком)
Педагог. Мы загадку прочитаем
И животное отгадаем…
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый - Красота!
А зовут ее… (лиса) Слайд № 9,10,11.
Лисица - хитрая лесная разбойница с ярко-рыжим пушистым мехом. Брюхо светло-серое, кончик хвоста белый. Хитрость, ловкость и умение притворяться - это те качества, которые отличают её от других хищников. Лисица любит разнообразие в пище. Она охотится на зайцев, мышей, птиц, кур, гусей и рыб. Не откажется перекусить и насекомыми, ягодами и плодами различных растений.
Педагог. Следующий представитель животного мира Краснодарского края:
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (волк)
Слайд №13,14.
Волк - это дикая хищная собака. Видом он мало отличается от домашнего пса. Но его легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. Волки водятся везде: в тундре, в тайге и в лесах, но в глушь забираются неохотно. В их лапы попадают зайцы, куропатки, лоси, олени и даже спящие медведи. Эти хищники охотятся сообща, небольшими стаями и нередко нападают на домашний скот и даже на людей.
Следующая загадка:
Хозяин лесной - просыпается весной,
А зимой под снежный вой - спит в берлоге снеговой (медведь)
Слайд № 15,16,17
Бурый медведь - самый большой и сильный зверь северных лесов. Длинна его тела 2,5 м, а масса 500-750 кг. У него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета.
С виду медведь очень неуклюж, хотя в действительности очень подвижен и ловок: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и плавать в воде. Бурый медведь всеяден. Он питается растительной и животной пищей и большой охотник до сладкого мёда. Бурый медведь занесён в “Красную книгу”.
Педагог. Все отгаданные вами животные встречаются в русской народной сказке «Колобок».
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Ведущий
- Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,
А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.
Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:
Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?
По тропинке он катился, и в лесочке очутился,
У него румяный бок, кто же это?. (колобок)
- Итак… .Мы начинаем!
Сказка «Колобок на новый лад»
- Жил-был старик со своею старухой,
Дед землю копал,
Вместе с бабкой огород сажал.
(дед изображает, как копает, а бабка, как огород сажает)
Дед: - Ох, устал я!
Испеки-ка, бабка, на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Бабка «замешивает» тесто и приговаривает: - Вот по сусекам помела,
Горсти две муки нашла, соль, ваниль и сахарок.
Славный вышел колобок!
Пышный да румяный! (показывает колобок)
Дед: - Надо нам за стол присесть,
Колобок скорее съесть!
Бабка: - Погоди-ка, дед, чуток,
Пусть остынет колобок!
Ведущий: - Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.
Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.
Зайка: - Я полакомлюсь тобой,
Всё в бегах с утра я.
Колобок: - Что ты! Что ты! Погоди,
Послушай песню, Зая!
- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Велика Зайчишке честь Колобок румяный съесть!
(Зайка зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает)
Зайка: - Да катись ты, Колобок, нету с тебя толку!
К деду с бабой я пойду да морковки наберу.
Будут детки грызть морковку, от морковки больше толку! (уходит)
Ведущий: - А Колобок покатился по дороге, Волку Серому под ноги.
Облизнулся Серый Волк, в Колобках он знает толк!
Волк: - Как ты, кстати, Колобок, я голодный очень,
Съем-ка я тебя, дружок, буду сыт до ночи!
Колобок:- Что ты, что ты, Серый Волк! Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенёк, песенку послушай.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Ведущий: - и Колобок покатился дальше.
Волк: - Ну, зачем мне Колобок? Что-то скачет очень!
Лучше по лесу пойду, может что-нибудь найду!
(идёт по «лесу», находит пачку чипсов, собирается их съесть)
Ведущий: - Выбрось это, Серый Волк, знают все на свете – взрослые и дети –
Чипсы для здоровья вред, ты не ешь их на обед! Ты меня послушай, яблочко вот скушай!
(Волк берёт яблоко, благодарит и уходит)
Ведущий: - А Колобок наш катится,
Не от кого не прячется…
- Вдруг навстречу сам Потапыч, зарычал он, поднял лапы.
Медведь: - Подойди-ка, Колобок, я перекушу чуток!
Колобок: - Что ты, что ты, Косолапый, опусти ты свои лапы,
Лучше песенку мою ты послушай – я спою.
Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
Убежал от Зайца я и от злого Волка.
И, Топтыгин, от тебя мне уйти недолго (Колобок убегает)
Медведь: - Ну и катись себе, Колобок, ведь что с тебя за толк? Лучше по лесу пойду. Может, что-нибудь найду. (находит бутылку с «Кока-колой», собирается попить)
Ведущий: - Что ты, что ты, Косолапый, не бери ты в свои лапы
Кока-колу шипучую, для здоровья вреднючую,
А вот мёд, скажу вам честно, для здоровья есть полезно!
(даёт Медведю баночку с мёдом, тот благодарит и уходит)
Ведущий: - А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,
А навстречу вдруг Лиса увидала Колобка.
Лиса: - Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.
Колобок: - Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,
На сметане я мешён, на окошке я стужён.
Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!
От Медведя я ушёл и от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком тоже не угнаться! (убегает)
Лиса: - Не хочу я Колобок (машет ему вслед, зачем его кушать?
Лучше песенки его будем вместе слушать.
Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,
А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.
На диете я сижу, за фигурою слежу.
Лучше в огород пойду овощей там наберу. (уходит)
Ведущий: - Ешьте овощи и фрукты - это лучшие продукты!
Вас спасут от всех болезней – нет вкусней их и полезней!
Подружитесь с овощами и с салатами и с щами,
Витаминов в них не счесть, значит нужно это есть!
- Сказка – ложь, да в ней намёк, всем ребятам здоровый урок!
(играет музыка «В гостях у сказки», все артисты выходят на поклон)
Ведущий. Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец! Спасибо, всем нашим героям.
Педагог. Мы с вами ежедневно произносим большое количество слов, предложений. Без речевого общения наше взаимодействие было бы невозможным, непонятным, непродуктивным. Так же и устроено и у животных. Они тоже издают звуки – разные звуки, не похожие друг на друга.
Предлагаю вашему вниманию игру: «Угадай чей это голос» Слайд № 24.
Слушают и угадывают какое из диких животных такие звуки воспроизводит.
Ритмическая игра «Я мишка плюшевый» Буренина А. А.
Педагог. Подразмялись немножечко. А теперь узнаем кто же из вас самый внимательный. Кто лучше всех запомнил, как же у диких животных называются детеныши.
Игра «Назови маму и детенышей». Слайд № 25.
Педагог. А теперь давайте вспомним, как называются жилища у разных животных. Все внимание на слайд №27-31.
Игра «Чей это хвост?»
(Из мешочка достаются по очереди хвосты. Ребятам необходимо назвать полным ответом - это лисий хвост, это заячий хвостик, это волчий хвостик и т. д.)
Педагог. Животный мир Краснодарского края разнообразен, многие животные Кубани занесенные в красную книгу. А что означает понятие «красная книга»? Это книга, в которую внесены животные и растения, которым нужна срочная и надежная защита со стороны человека.
- Дети, для чего нужна «Красная книга»?
Ответы детей (чтобы мы берегли окружающую нас природу, ее флору и фауну, как зеницу ока)