Елена Неретина
Конспект занятия по развитию связанной речи по методике Н. Зайцева в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад
Тема: «Открытое занятие по развитию связанной речи
по методике Н. Зайцева»
Учитель-логопед
ВКК
Неретина Е. П.
г. Воронеж
2023г.
Публикация «Конспект занятия по развитию связанной речи по методике Н, Зайцева в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Продолжать развивать связанную речь у детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии - кубиков Н. Зайцева
Задачи:
Формировать навык выкладывания из кубиков коротких предложений, читать их;
Закреплять представление о понятиях: заглавной буквы в начале предложения, расстоянии между словами, точки в конце предложения;
Закреплять умения детей находить заданный кубик из общей массы с опорой на слух;
Развивать умение манипулировать кубиками, следить за действиями педагога и выполнять его инструкции;
Развивать зрительно-моторную координацию, формировать речевой выдох;
Воспитывать чувство патриотизма, взаимопомощи, взаимопонимания, умение слушать друг друга.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга глобус. ( Звучит музыка к песне: «У моей России, длинные косички»)
Логопед:
(муз. вкл)
Шар большой, на нем страна, (1 слайд)
Город в ней, а в нем дома. (2 слайд)
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
- Дети, что такое Родина? (место, где мы родились, наш город, наша страна)
(муз. выкл)
Логопед: «Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, любите?»
Дети: Да.
Логопед: «Тогда слушайте:
1. Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны!
(Гимн)
2. Назовёте сразу вы
Символ города Москвы.
Площадь там зовется Красной,
Бьют часы на башне Спасской.
(Кремль)
3. Бронзовый памятник – вам не игрушка,
Он ведь орудие – это
(Царь – пушка)
Логопед: «Ребята, а какой город является столицей России?» (3 слайд)
Дети: Москва!
Логопед: «А что вы можете сказать про нашу столицу?»
Дети:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
Логопед: «Молодцы! А давайте представим, что мы с вами отправились на Красную площадь, к Кремлю? А на каком транспорте мы быстро доедем до Москвы?»
Дети: На поезде! (4 слайд)
Логопед: «Но сначала нам надо «собрать» поезд, на котором мы отправимся в путь».
2. Основная часть.
Логопед: «Ой! Дети, посмотрите, наш путь завалило «Камнями»! (слайд 6)
Нам надо его расчистить».
Игра: «Классификация».
Цели:
привлечь внимание детей к кубикам;
показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;
учить запоминать названия различных групп кубиков;
учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.
Игра проводится как соревнование. Логопед делит детей на 2 команды и предлагает им разложить все кубики на 2 стола: первая команда кладет на свой стол только большие кубики, вторая – только маленькие. По окончанию работы логопед проверяет правильность классификации кубиков, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети каждой команды подают по желанию. Петь песенки по кубикам могут и дети (по желанию). Зрительный контроль за действиями педагога и детей очень важен. В процессе обучения дети на слух начинают улавливать разницу в произношении твердых и мягких слияний.
Игра: «Паровоз».
Цели:
учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;
способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же гласной;
учить осмысленно находить нужный кубик;
привлечь внимание детей к работе с кубиками.
Логопед: «Вот мы и расчистили с вами дальнейший путь! Вы большие молодцы – справились! Теперь мы пройдем по мостику к вагончикам соберём наш поезд и в путь. Ребята, какой гласный звук в слове ДОМ? Правильно [о]. Вот вы сами и решили, с какой стороной будут наши вагончики. Все вагоны в поезде будут с буквой О».
Логопед предлагает детям собрать из кубиков поезд. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой. Дети по ортопедической дорожке проходят к кубикам.
Дети ставят остальные кубики сами. Работают только с большими кубиками, постепенно выделяя их зрительно.
Логопед: «А теперь, что бы наш поезд тронулся и повез нас в путешествие надо все вагончики прочитать. Внимательно следите за указкой».
Дети прочитывают все вагончики: ПО – НО – ГО – и т. д. (слайд 5)
Логопед: «Но вот новая задачка. Перед нами три тропинки. Кому по какой идти? А решить нам этот вопрос поможет стихотворение про флаг:
Белый цвет – березка, (слайд 7)
Синий неба цвет, (слайд 8)
Красная полоска – солнечный рассвет». (слайд 9)
Перед каждой тропинкой лежит картинка с изображением березки, неба и рассвета. Дорожки обозначены лентами в цвет флага, а на детях надеты футболки белого, синего и красного цветов. Дети в белых футболках становятся на дорожку, где лежит картинка с изображением березки; в синих футболках – напротив картинки с небом и дети в красных футболках напротив картинки с рассветом.
Логопед: «Ребята, посмотрите на российский флаг. На нем присутствует белый цвет. Что напоминает вам белый цвет?»
Дети: Снег, ромашки, березки, облака.
Логопед: «А еще белый цвет символизирует благородство, чистоту, откровенность. Посмотрите на нашу поляну. Какие цветы на ней?» (слайд 10)
Дети: Ромашки!
Логопед: «Да, ромашки. А вы знаете, что ромашки, как и березы, символ русской природы. Ромашка считается русским цветком – не случайно желто-белые соцветия рисуют на глиняных горшках, матрешках. Вот и мы с вами пройдемся по ромашковому полю. Но наверно был сильный ветер и все лепестки разлетелись? Давайте их соберём!»
Игра «Ромашки»
Цель: учить зрительной дифференциации гласных У,О,А в открытых слогах; учить чтению открытого слога (склада).
На ковре разложены желтые серединки с изображением гласной буквы. Детям надо найти лепесток со слогами в котором есть гласная из его серединки. Дети собирают свои ромашки. После того, как дети соберут свои цветки, каждая команда проговаривает свои склады, изображенные на лепестках.
Логопед: «Молодцы, справились! Ну вот мы с вами и дошли до Красной площади. Дорога до кремля выложена из красивого камня. Сейчас каждая команда пойдет по своей дорожке». (слайд 11)
Перед детьми имитированная площадь.
Под имитированными кирпичиками спрятаны зашифрованные слова, которые дети расшифровывают и выкладывают на полке слова.
Игра «Составь слово по первым буквам»
Цель: Обучать дошкольников звукобуквенному анализу слова, закрепить навык чтения, развивать память, внимание, логическое мышление
Описание игры: Выделить первые звуки из предлагаемых картинок. Составить слова. В итоге должно получиться слово «из первых букв», которое дети выкладывают из кубиков. Ребёнок в процессе игры закрепляет звуковой анализ, зрительный образ буквы.
Логопед: «Вот мы с вами и на Красной площади. Давайте с вами напишем предложение. СТОЛИЦА РОССИИ ГОРОД МОСКВА КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ».
Дети составляют предложение из данных карточек, на которых написаны слова. Затем выкладывают из кубиков предложение. Применяя кубики со знаками заглавной буквы и точкой.
(Столицей России является город Москва, А достопримечательностью Москвы является Красная площадь).
(слайд 12)
3. Итог занятия :
Логопед: Вот мы и погуляли с вами по Красной площади, увидели Кремль! Вы отлично поработали! Спасибо вам большое! Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось?
Дети:
1 ребенок:
Родина - слово большое- большое.
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
2 ребенок:
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и Я!