Сафия Литвинова
Конспект занятия «Чтение сказки В. Даля «Старик Годовик» и пересказ сказки по методике Дж. Родари «Задом наперёд»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Тема: Чтение Сказки В. Даля «Старик Годовик» и пересказ сказки по методике Дж. Родари «Задом-наперёд».
Публикация «Конспект занятия „Чтение сказки В, Даля „Старик Годовик“ и пересказ сказки по методике Дж, Родари „Задом наперёд“» размещена в разделах
- Даль В.И.
- Джанни Родари и «Чиполлино»
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: Познакомить со сказкой В. Даля «Старик Годовик» и совместный пересказ сказки от конца к началу.
Задачи:
Образовательные задачи:
-способствовать литературному и творческому развитию детей;
- учить детей анализировать сказку;
-учить понимать переносные значения образных выражений;
-продолжать учить детей понимать смысл пословиц и поговорок;
- формировать умение создания различных игровых ситуаций и заданий;
-учить детей передавать содержание сказки наоборот, от конца к началу с помощью опорной символизации и пиктограммы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к художественной литературе
- воспитывать интерес к пословицам и поговоркам
Развивающие задачи:
- развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память, внимание, наблюдательность
- развивать речевую активность детей, расширять словарный запас;
- развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
-расширять кругозор детей, развивать познавательную активность детей в игровой форме повторить и закрепить знания детей о временных понятиях.
Предварительная работа:
-Сбор копилки о приметах, пословицах и поговорках о временах года,
-Беседы о временах года, установление причинно-следственных связей, смена сезонов, и установление месяцев по сезонам.
-Последовательное определение и называние дней недели.
-Определение частей суток.
Материалы:
1. Дидактический материал: Портрет писателя В. И. Даля; Картина Старика-Годовика, 4 карточки с птицами по сезонам (3 необычные птицы это - месяцы к каждому времени года); маркер для доски; диаграммы: времен года, месяцев, дней недели, частей суток; аудио-запись. Бетховена «Лунная соната» ; мячик.
2. Раздаточный материал: бумага, черный фломастер.
Методы и приёмы :
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (сказка, вопросы воспитателя детям, ответы детей, беседа, обсуждение, рассуждения детей, пересказ, текст физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)
- практические: (физкультминутка, составление пиктограммы, игровое упражнение, детские работы,);
Технологическая карта. Ход занятия.
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная Вносит портрет писателя и собирателя фольклора В. И. Даля и сообщает о ознакомлении сказки этого автора Дети слушают и знакомятся с портретом автора
Основная 1. Чтение сказки-загадки «Старик Годовик». Параллельно составляет стилизацию сказки-загадки, ( выкладывает на доску поочередно картины:
1 - Старика-Годовика,
2 -3 птицы синего цвета,
3 -3 птицы зеленого цвета,
4-3 птицы красного цвета,
5 -3 птицы желтого цвета.
2. Беседа по содержанию, привлекая внимание детей на опорные карточки, подчеркивая количество птиц и их цвет на каждой карточке.
3. Задает вопросы:
-Как вы думаете, что за птицы вылетали из рукава Старика Годовика?
Демонстрирует диаграмму-Времена года
- Почему все время вылетали по три птицы?
Демонстрирует диаграмму-по месяцам
4. Обращает внимание на необычных птиц, (по 4 крыла, по 7 перьев в каждом крыле, крылья 2х сторонние), задает вопросы:
-Какие это четыре крыла у каждой птицы?
-Какие семь перьев в каждом крыле? И почему их семь? Демонстрирует диаграмму -Дни недели.
-Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – черная? Демонстрирует диаграмму – Части суток.
5. уточняет количество птиц: -Сколько было всего птиц? -Почему Старика так прозвали?
6. После разбора сказки предлагает игру, «Пересказ сказки задом-наперед»
7. Проводит физкультминутку.
«Круглый год»
Круглый год, круглый год.
За зимой весна идет,
А за весною следом,
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим-
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
8. Игра с мячом «Хоровод» Предлагает вспомнить пословицы и поговорки о временах года.
9. Загадывает загадки: о временах года, месяцах, днях недели, частях суток
10. Логическая атака по временам года, сезонам, месяцам, дням недели, частям суток:
-Какое время года после зимы?
-Какое врем года между зимой и летом?
-Между летом и зимой?
-Назовите весенние месяцы.
--Как называется первый месяц осени?
-Каким месяцем заканчивается лето?
-Какой сегодня день недели?
-Какой день был позавчера?
-Какой день недели между вторником и пятницей?
-Какой день недели между понедельником и вторником? Почему?
-В какую часть суток мы ужинаем?
-Когда вы идете в детский сад?
9. Снимает с доски все карточки и Передает просьбу Старика - Годовика : нарисовать самостоятельно пиктограмму сказки и послать ему письмом, он хочет посмотреть как вы поняли и запомнили сказку.
Дети слушают и наблюдают за ходом составления стилизации по тексту и рассматривают картинки.
Рассматривают карточки, и эмоционально откликаются на наглядный материал.
Сопоставляют каждую карточку с описанием, обсуждают, высказывают свое мнение и выделяют сезонные признаки.
Перечисляют месяцы по сезонам
Рассуждают об особенностях необычных птиц, высказывают свою точку зрения и выясняют, что каждый месяц состоит из 4х недель (при затруднении подвести к выводу)
Называют по последовательности дни недели
Определяют части суток
Птиц было 12 потому, что в каждом сезоне по 3месяца, а сезонов 4, в году 12 месяцев.
Дети начинают пересказывать, продолжая по очереди и опираясь на стилизацию.
Дети выполняют движения, сопровождая с речью.
Идут по кругу
Идут на носочках, раскинув руки вверх и в стороны
Подскоки по кругу
Подскоки по кругу
Имитируют ходьбу под зонтиками
Снова ходьба по кругу
Дети вспоминают и проговаривают пословицы и поговорки
Отгадывают загадки
Слушают вопросы, отвечают на них; внимательно слушают друг друга и по необходимости исправляют друг друга.
Проходят за столы, берут бумагу сложенную гармошкой и фломастеры
Заключительная. Включают музыку «Лунная соната» .Бетховен, раздает бумагу, сложенную гармошкой для составления пиктограмм. Рассаживаются за столы, составляют пикограммы и несут к необычно большому конверту. Когда открывают конверт, находят там книжку-малышку «Круглый год» (пособие на закрепление временных представлений ; примет, пословиц и поговорок о временах года)