Ирина Бендерская
Конспект занятия по автоматизации твёрдого звука [Р] «Щенок Рекс учится рычать» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 34»
«Щенок Рекс учится рычать»
по автоматизации твёрдого звука Р
Подготовительная к школе группа
Составила учитель-логопед Бендерская Ирина Николаевна
ХАБАРОВСК 2021
Публикация «Конспект занятия по автоматизации твёрдого звука [Р] „Щенок Рекс учится рычать“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Тип занятия : микрогрупповое (3 человека).
Вид занятия : фонетическое
Занятие рассчитано на детей, имеющих общее недоразвитие речи (III уровень). Второй год обучения. Первый период.
Общая продолжительность занятия 20 минут
Цель: Автоматизация правильного произношения звука Р в открытых слогах, в словах с открытым слогом и в предложениях, содержащих слова с открытым слогом.
Задачи: Сформулировать цель занятия самостоятельно; подготовить артикуляционный аппарат для чёткого произнесения звука Р; актуализировать умение правильно проговаривать изолированный звук Р; развивать умение определять акустические и артикуляционные признаки звука Р; актуализировать умение определять наличие или отсутствие звука Р в слове; автоматизировать звук Р в открытых слогах; развивать умение замечать изменение в наборе предметных картинок в названии которых слышится звук Р; развивать умение рассматривать мир в системе, объединить слова со звуком Р по общим признакам; автоматизировать звук Р в открытых слогах и словах с открытым слогом; координировать движения с проговариванием слогов и слов со звуком Р; развивать умение определять место звука Р в слове (начало, конец, середина); развивать умение заменять первый звук в слове на звук Р; развивать умение выполнять звуко-буквенный анализ слова РАМА; закреплять умение правильно проговаривать открытые слоги, слова с открытым слогом и предложения со звуком Р.
Оборудование. Магнитная доска. Игрушка щенок. Картинки для артикуляционной гимнастики. Картинки: 5 баранов, 4 рыбки, 7 роз. 6 ручек. Предметные картинки: сорока, корова, рыба, корабль, воробей, рысь, паровоз. Буквы РАМА, фишки 2 синих и 2 красных. Раздаточные карточки: робот, забор, парта. Карточка с тремя окошками и синяя фишка. Аудио запись песенок: Т. С. Овчинниковой «Ра-ра-ра, на дворе у нас гора», Е. Железновой «Гора».
№ Задачи Содержание Деятельность детей Результат
I Вводный этап
1 Сформулировать цель занятия самостоятельно - Ребята, посмотрите, к нам обратился щенок Рекс. Он грустит, потому что у него не получается правильно рычать. Можем его научить?
- Да, можем. Р
- Поможем тигрёнку? Покажите ему как надо.
- Ребята, подумайте, над каким звуком мы сегодня будем работать? Дети произносят звук Р-Р-Р-Р-Р-Р. Самостоятельно формулируют цель занятия : «Мы сегодня будем работать над звуком Р» Самостоятельно сформулировали цель занятия
II Основной этап
1 Подготовить артикуляционный аппарат для чёткого произнесения звука Р - А сейчас поиграем с язычком. Выполним упражнения: Улыбка – хоботок слоненка. Змейка. Качели. Маляр. Дятел. Гармошка.
Дети выполняют артикуляционные упражнения, для правильного проговаривания звука Р Выполнили артикуляционные упражнения для правильного проговаривания звука Р
2 Актуализировать умение правильно проговаривать изолированный звук Р - Ребята, давайте покажем Рексу, как рычит большая собака.
- А как маленькая собачка. Дети произносят изолированный звук Р громче и тише. Произнесли изолированно звук Р.
3 Развивать умение определять акустические и артикуляционные признаки звука Р - А что нужно сделать, чтобы произнести звук Р?
- Если язычок поднимается к нёбу, то есть преграда, и этот звук какой?
- Послушайте горлышко, звук Р звучит с голосом или без голоса? - Нужно поднять язычок к нёбу и быстро постучать по нему.
- Этот звук согласный.
- Звук Р – звонкий. Определили характеристики звука Р (согласный, звонкий).
4 Актуализировать умение определять наличие или отсутствие звука Р в слове - Послушайте слова, хлопайте, если в слове слышится звук Р. ВОРОНА, СЛОН, ПИРОГ, МУРАВЕЙ, КОШКА, КОРОНА Хлопают, когда в слове слышится звук Р Определили наличие или отсутствие звука Р в слове
5 Автоматизировать звук Р в открытых слогах - Ребята, скажите слог РА столько раз, сколько здесь баранов, скажите слог РЫ столько раз, сколько здесь рыбок. скажите слог РО столько раз, сколько здесь роз, скажите слог РУ столько раз, сколько здесь ручек. Проговаривают звук Р в открытых слогах. Правильное проговаривание открытых слогов со звуком Р.
6 Развивать умение замечать изменение в наборе предметных картинок в названии которых слышится звук Р - Назовите картинки на доске.
- Закройте глаза, откройте, угадайте, что изменилось?
Логопед меняет местами или убирает картинку. Корабль, рыба, воробей, бурундук, рысь, баран, паровоз. Дети называют картинки, запоминают их и замечают изменения в наборе. Дети проговорили слова со звуком Р и увидели изменения в наборе предметных картинок.
7 Метод «Системный анализ», технология ТРИЗ. Развивать умение рассматривать мир в системе, как совокупность связанных между собой объектов. Объединить слова со звуком Р. Рекс мне задал вопрос, а как объединить все эти картинки между собой? Давайте попробуем ему это понять. Вот первая картинка: Корабль, как она связана с рыбой? А рыба как связана с воробьем? А воробей с бурундуком? А бурундук с рысью? А рысь с бараном. А баран с паровозом? Дети объединяют картинки, находят их общие признаки. Дети проговаривают слова со звуком Р и объединяют их по общим признакам.
8 Автоматизировать звук Р в открытых слогах и словах с открытым слогом - Давайте поиграем в слова. Повторяйте за мной.
- РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ, затеваем мы игру.
- РА-РА-РА, РА-РА-РА, начинается игра.
За мною повторяйте слова, но не зевайте, кто промолвит слово РЫСЬ, тот ошибся. РЫБА, РЫЖИК, РЫТВИНА, (РЫСЬ, КОРЫТО, РЫК, (РЫСЬ, РЫСАК, ПАРЫ, (РЫСЬ) Дети проговаривают слоги и слова с открытым слогом, содержащие звук Р, но не повторяют заданное слово. Правильное проговаривание открытых слогов и слов с открытым слогом, содержащие звук Р. Дети не повторяют заданное слово (рысь).
9 Автоматизировать звук Р в открытых слогах и словах с открытым слогом - Повторяйте за мной волшебные заклинания
РА-РА-РА, РА-РА-РА – рама, рак, гора, нора
РЫ-РЫ-РЫ, РЫ-РЫ-РЫ – рыба, рынок, рыжик, рысь
РО-РО-РО, РО-РО-РО – роза, роща, рот, перо
РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ – руки, ружья, кенгуру Дети проговаривают открытые слоги и слова с открытым слогом, содержащим звук Р. Правильное проговаривание открытых слогов и слов с открытым слогом
10 Координировать движения с проговариванием открытых слогов и слов со звуком Р - Давайте выполним упражнение.
Распевка Е. Железновой «Гора» с элементами логоритмики
Ра-ра-ра-ра – вот высокая гора – руки вверх
Ры-ры-ры-ры – за горою комары – машут руками
Ро-ро-ро-ро – потерял петух перо – показывают петуха, прыгают, на голове руки, как гребешок
Ру-ру-ру-ру – а барсук унёс в нору - шагают Дети выполняют движения сопряженно с речью Правильное проговаривание звука Р в открытых слогах и словах с открытым слогом
11 Развивать умение определять место звука Р в слове (начало, конец, середина) - Ребята, посмотрите на свою картинку. РОБОТ, ЗАБОР, ПАРТА. Под картинкой карточка с окошечками, нужно сказать название своей картинки, подумать и определить, где слышится звук Р, в начале, в конце или в середине слова Называют картинку, определяют место звука в слове и обозначают звук фишкой Правильное проговаривание слов со звуком Р, правильное определение места заданного звука в слове и обозначение его фишкой
12 Развивать умение заменять первый звук в слове на звук Р - А сейчас наш гость щенок Рекс покажет, как он, благодаря вам научился правильно рычать. (Р)
- Давайте поиграем. Я буду говорить слово, а вы повторите его и подумав, замените в слове первый звук звуком Р.
Дом – ром, мак – рак, козы – розы, мука – рука, лама – рама, Тома – Рома, танец – ранец, забота – работа, жакетка – ракетка, мычать – рычать, кот –рот. Молодцы! Дети проговаривают слова со звуком Р в начале слова с открытым слогом, заменяя первый звук в слове на звук Р. Правильное произнесение слов со звуком Р
13 Развивать умение выполнять звуко-буквенный анализ слова РАМА. - Ребята, прослушайте слово: РАМА. Скажите, сколько слогов? Назовите первый звук. Какой он? Давайте обозначим этот звук фишкой. Назовите второй звук. Какой он? Какой фишкой этот звук обозначим? Назовите третий звук. Какой он? А этот звук какой фишкой надо обозначить? Назовите четвертый звук. Какой он? Какой фишкой его обозначите? Сколько всего звуков? Давайте выложим слово из букв. Каждый звук обозначим буквой. Прочитайте слово по буквам. Назовите в этом слове гласные. Назовите согласные. Дети определяют сколько слогов в слове РАМА. Называют звуки в этом слове, определяют гласный или согласный, твёрдый или мягкий, обозначают каждый звук цветом, определяют сколько звуков, выкладывают это слово из букв. Называют в слове только гласные, потом только согласные. Правильно проговаривают слово РАМА. Выполняют звуко-буквенный анализ слова. Правильно выделяют гласные и согласные.
III Заключительный этап
Закреплять умение правильно проговаривать открытые слоги, слова с открытым слогом и предложения со звуком Р - Ребята, наш гость прощается с нами, он говорит вам СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!
- А мы споём ему песенку.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, на дворе у нас гора,
Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору,
Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы,
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора!
Распевка Т. С. Овчинниковой «На дворе у нас гора» Дети пропевают логопедическую распевку с открытыми слогами и словами, содержащими звук Р. Закрепили умение правильно произносить слоги и слова со звуком Р.
Литератута
И. Лопухина «Логопедия. Упражнения для развития речи» Санкт-Петербург 1997
Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с онр» Санкт-Петербург 2009
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Москва 2004