Гульфия Шакирова
Конспект занятия по формирование знаний ПДД в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование знаний дошкольников об активном и безопасном образе жизни через сюжетно-ролевую игру в современных условиях.
Цели:
- изучение ПДД,
- закрепление знаний по этой теме,
- приобретения навыка пользоваться полученными знаниями в реальной жизни;
- интеллектуальное,
- творческое,
- физическое и социальное развитие.
- способствовать развитию мышления,
- скорости реакции,
- познавательной активности,
- создание атмосферы взаимовыручки
Публикация «Конспект занятия по формирование знаний ПДД в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Средняя группа
- Темочки
- пополнить знания детей о правилах дорожного движения,
- дорожных знаках.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить с элементами дороги;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем, рисовать.
Воспитательная:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
- закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
- закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материал к занятию: дорожные знаки, макет наземного пешеходного перехода,настольная игра, видеомомент.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа:
- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», С. Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б. Житков «Светофор»
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам приедет медвежонок. Отгадайте загадку и узнаете, на чём он к нам приедет.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Что же это?
(Машина)
Воспитатель:
Давайте поздороваемся с мишкой. На чём приехал мишка? Где у грузовика кабина? Где колёса? Где руль (ответы детей)
Воспитатель:
Посмотрите ребята, наш мишка чем то напуган. Мишка, что случилось?
Мишка:
Я ехал по дороге а там… А там стоит чудище с тремя глазами, он светит то зелёным, то красным, то жёлтым глазом. Машины то едут, то останавливаются. Я испугался и решил заехать к вам в детский сад.
Воспитатель:
Не волнуйся Мишка, мы тебе поможем. Ребята, а вы знаете, что это такое? (ответы детей). Молодцы! Мы тебе расскажем, что это такое! (выносит макет светофора и читает загадку)
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…
(светофор)
Понял Мишка? Это светофор. Пешеходам перейти улицу помогает светофор. Он показывает, когда можно переходить дорогу людям или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать. Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя! Он говорит «Стойте и ждите». Жёлтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы приготовились к переходу. Когда горит зелёный свет – вы можете идти.
Видишь, Мишка, светофор не страшный, он наш помощник.
А чтобы тебе было легче запомнить, вместе с нами поиграй в игру: «Светофор».
Игра «Светофор».
Материал: цветные картонные кружки «желтые, зеленые, красные», клей, макет светофора.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного и зеленого цвета, сделанные из картона. На макете светофора воспитатель меняет цвета, а дети должны показать кружки, соответствующего цвета.
Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый- проходи!
Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай правила движения.
Воспитатель:
Ну что, мишка, ты запомнил на какой сигнал светофора едут машины, а на какой - идут пешеходы?
Мишка:
Запомнил, на красный сигнал - пешеходы стоят, на зелёный – идут. Давайте поиграем с вами теперь, я буду ездить по дороге, а вы - переходить дорогу.
Воспитатель:
А ты знаешь, в каком месте надо переходить дорогу?
Мишка: Конечно, везде.
Воспитатель:
Ребята, а разве дорогу можно переходить в любом месте? (нет) А где надо её переходить? (пешеходный переход, «зебра»)
Воспитатель:
Мишутка, а ты знаешь, что передвигаться можно не только на машинах. Ребята на чем еще можно ездить? Передвигаться?
Воспитатель показывает самолёт, поезд, корабль, велосипед.
Воспитатель:
Ребята, чтоб мишка запомнил и больше не боялся светофора, давайте сделаем ему в подарок светофор. Перед вами лежат шарики пластилина желтого, зеленого и красного цвета. Давайте сделаем светофор.
Воспитатель показывает, как прижимать шарики к шаблону.
Дарим светофор мишке. Мишка дарит машину детям.
Воспитатель:
Миша, приезжай еще к нам в гости, мы тебя всему научим. Мы будем и дальше учить правила дорожного движения
Кто что везет?
Повторите название видов транспорта. Узнайте у ребят, знают ли они, что везут разные машинки? Называйте детям машину – они должны сказать, что у нее за груз.
- молоковоз – молоко
- бетономешалка – бетон
- автобус – пассажиров
- грузовик – груз
- бензовоз – бензин
- эвакуатор – другие машины
- мусоровоз – мусор.
А теперь попробуем наоборот:
- какая машинка везет молоко? Молоковоз.
Разминка
Попросите детей как можно больше видов транспорта, которые:
- ездят по дороге;
- ездят по рельсам;
- летают;
- плавают;
- ездят с сиреной и мигалками.
Физкульминутка
Предложите ребятам воспроизвести действия, указанные ниже. Дети должны внимательно вслушиваться в задание: одни из них правдоподобны (и тогда их следует выполнить, другие – неправдоподобны (ничего показывать не надо).
- покажите, как вы переходите дорогу на зеленый свет (дети идут вперед).
- покажите, как вы переходите дорогу на красный свет (дети должны оставаться на месте).
- покажите, как вы играете на проезжей части.
- покажите, как вы спокойно сидите в автобусе.
- покажите, как водители крутят руль.
- покажите, как пассажиры крутят руль.
- покажите, как летают самолеты.
- покажите, как летают велосипеды.
Убеждение в стихах.
Нам красный горит. Значит, надо стоять
И транспорт спокойно вперед пропустить. (правильно).
Зеленый сигнал приглашает вперед –
Мы с мячиком к ней поспешим поскорее! (правильно).
Вот по рельсам пароход
Рядом с поездом плывет (неправильно: пароход не плавает по рельсам)
Синим светофор горит,
Нам переходить велит. (неправльно: у светофора нет синего сигнала, дорогу надо переходить на зеленый свет).
Самолет по небу мчится,
Машет крыльями, как птица. (неправильно: самолет не машет крыльями).
Мы под колеса не будем бежать,
Правила будем всегда соблюдать! (правильно).
Ролевая игра.
Чтобы дети запомнили правило хорошо, им нужна практика. Еще раз повторите ПДД и сигналы регулировщика. Организуем площадку для ролевой игры: проезжую часть с несколькими регулировщиками, тротуары, пешеходные переходы (наземные, надземные и подземные). Вы можете сделать разметку с помощью мела, цветной клейкой ленты и других подручных материалов. Зачитывайте ребятам задание, расспределеляя роли и выдавая соответствующие аксессуары. Заранее приготовить аксессуары: соедините части ободков, склейте светофор и жезл. Вы можете выбирать задания и просить выполнить его одного из участников или всех детей по очереди. Пусть ребята меняются ролями, чтобы никому не было обидно.
Задания:
Мы с вами повторили правила и познакомились со знаками. И теперь мы можем отправляться в путешествие по Стране ПДД. Чтобы стать почетными гражданинами этой страны, мы должны примерными пешеходами. Давайте в этом потренируемся!
Внимание! Начинаем движение! Для начала нам надо перейти на другую сторону улицы.
Участвуют пешеходы, водители и светофор. Задача пешеходов – по одному перейти дорогу на правильный сигнал светофорв. Ребенок, изображающий светофор, поочереди показывает красный и зеленый цвета.
Молодцы! А теперь покажем, как надо обходить трамвай.
Участвуют пешеходы и ребенок, изображающий трамвай на остановке. Пешеходы должны обойти трамвай с правильной стороны.
А если вам встретится не трамвай, а троллейбус? Что же следует делать?
Участвуют пешеходы и ребенок, изображающий троллейбус на остановке. Пешеходы должны обойти автобус с правильной стороны.
С трамваем и троллейбусом мы подружились. Теперь давайте вспомним, как надо обходить автобус.
Участвуют пешеходы и ребенок, изображающий автобус на остановке. Пешеходы должны обойти автобус с правильной стороны
Замечательно! На пути в страну ПДД мы не раз будем переходить дорогу, по которой едут машины. Важно помнить, что нарушать правила опасно для жизни и здоровья! Мы никогда не будем так поступать! Давайте проверим не забыли ли мы, что надо делать при переходе проезжей части.
Участвуют водители и пешеходы на пешеходном переходе. Водители должны пропустить пешеходов. Пешеходам надо сначала посмотреть налево, убедиться, что водители их пропускают, и дойти до середины дороги. Затем посмотреть направо и перейти на другую сторону.
Мы уже почти у цели! Наш маршрут лежит через две дороги. На первом переходе есть светофор. На втором – нет. Как же нам их перейти?
Участвуют водители, пешеходы и светофор. Задача пешеходов - перейти один регулируемый перекресток (со светофором) и один нерегулируемый (без светофора, соблюдая все правила.
Ой что-то случилось? Кто-то из жителей Страны ПДД катается на велосипеде и упал с него! К нему спешит скорая помощь! Вы помните, что должны её пропустить, если у него работает сирена или мигалка? Давайте посмотрим, как у вас это получится.
Участвуют пешеходы, светофор и машина скорой помощи, едущая с включенной сиреной. Пешеходы должны перейти дорогу на правильно сигнал светофора, при этом уступив дорогу машине скорой помощи, подающей звуковой сигнал.
А сейчас что такое? Где-то вспыхнул пожар! Бравые пожарные уже выехали на помощь! Мы будем уступать им дорогу? Конечно, да! Ну-ка, покажите, как!
Участвуют пешеходы, светофор и пожарная машина, едущая с включиной сиреной. Пешеходы должны перейти дорогу на правильный сигнал светофора, при этом уступив дорогу пожарной машине, подающей звуковой сигнал.
Осталось последнее задание. Нам надо… Ой-ой-ой! А это чья сирена? Это едет полицейская машина с мигалкой! Она спешит поймать тех, кто плохо себя ведёт. Надо ей уступить дорогу.
Участвуют пешеходы, светофор и полейская машина, едущая с включенной сиреной. Пешеходы должны перейти дорогу на правильный сигнал светофора, при этом уступив дорогу полицейской машине, подающей звуковой сигнал.
Ура! Мы прошли все испытания и теперь можем называться почетными гражданами Страны ПДД. Чтобы носить это звание, нужно и дальше продолжать соблюдать все правила!
Результатом проведения по ПДД стало то, что:
1. Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
2. Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
3. Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знаний о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Основные понятия и термины по ПДД
Автобусная, трамвайная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Работа с родителями:
1. Консультация «Безопасность детей – в наших руках».
2. Папка-передвижка «Безопасность дорожного движения»
3. Памятки: «Уважаемые родители учите своих детей ПДД»; «По профилактике детского дорожно-траснпортного травматизма»; «Автокресло – детям! Эволюция детской безопасности».
Результатом проведения мероприятий по ПДД стало то, что:
1. Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
2. Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
3. Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знаний о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей