Зоя Виталиевна Разумная
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Календула — цветок поздней осени» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний об осенних изменениях природы, о многообразии растительного мира.
Задачи:
Образовательные:
формировать экологические представления о природе, вызвать интерес к окружающему миру,
продолжать знакомить детей с растениями наших садов,
расширить представление о календуле, как о лекарственном растении,
ее особенностями.
Публикация «Формирование экологических знаний, Конспект познавательной прогулки „Календула — цветок поздней осени“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осенние цветы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
Развивающие:
развитие мыслительных способностей посредством самостоятельного установления причинно-следственные связи;
развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности;
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к природе,
создание положительного эмоционального фона.
Предварительная работа: чтение художественных произведений об осени,
подготовка и изготовление сувениров, альбомов для гербария. [/i]
Ход наблюдения:
Рассказ воспитателя об осени.
Воспитатель: осенью становится холоднее. Все листочки на деревьях меняют свой цвет. Они становятся красными, жёлтыми. Листики потихоньку падают с деревьев, это называется листопад.
Воспитатель: как называется явление когда, когда много падает листиков (листопад)
Воспитатель: правильно листопад. Послушайте стихотворение про листопад:
Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
По ветру кружатся,
На землю ложатся.
Воспитатель: все листочки с деревьев лежат на земле. А давайте с вами пошуршим листочками.
как шуршат листочки? («Шур-шур-шур»)
Воспитатель: Что делают листики, когда падают с деревьев? (кружатся, падают)
Воспитатель: ребята, а давайте мы наберём красивый букет из листьев и поставим у нас в группе.
Дети совместно собирают осенний букет.
Воспитатель: Ребята, а осенью не только красивые листочки на деревьях, но и есть и цветы. Давайте, мы с вами их посмотрим.
Дети рассматривают осенние цветы на клумбе.
Содержание наблюдения:
1. Познакомить с названием цветка календула
2. Особенности строения (стебель, листья, цветок)
3. Обследование цветов в цветнике
Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помочь старшим детям выделить основные части растений, предложить им пальцем и назвать: «Стебель, листья, цветок». Объяснить, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними.
Воспитатель: сегодня мы рассмотрим замечательное растение, которое называется календула или в народе его называют ноготком. За счет внешнего сходства ее лепестков с формой коготка растение получило название «ноготки».
Календула – один из ярких представителей травянистых растений. Календула - необыкновенное растение. Например, римляне заметили, что цветок и солнце связаны. Во время его восхода календула раскрывает свои лепестки, а во время заката - закрывает. Она предпочитает участки земли, где много света. Кроме этого предпочитает увлажненную почву, ей не страшны колебания температур
Благодаря желтой окраске цветка этого растения оно остается узнаваемым всегда. Корень растения имеет несколько разветвлений. Стебель прямой, крепкий, имеет разветвления. Его высота достигает 70 сантиметров. Листья расположены поочередно. Одиночные соцветия представляют крупные корзинки красно-желтого цвета. Растение имеет запоминающийся специфический аромат.
Период цветения травянистого растения длительный. Начинается с первого месяца лета. Поздней осенью его солнечные головки можно заметить среди пожелтевшей травы.
В отдельных случаях используют как пищевой краситель. Но главная заслуга этого растения состоит в лекарственной пользе. Она пользуется огромным спросом в аптечной сети, так как хорошо заживляет раны, ссадины, имеет противовоспалительное и успокаивающее действия. В качестве народных средств широко применяются настои, мази и масло.
Так как календула – растение неприхотливое, то его выращивают в любых количествах. При хорошем уходе оно является прекрасным украшением фасадов построек, праздничных букетов. Кроме того, в виде настоек становится защитным средством против вредных насекомых.
В некоторых легендах календула обозначает любовь и верность. Наши предки говорили, что если долго смотреть на календулу - человек может вылечится от любой болезни. На Руси цветок многим людям служил оберегом. Например, его лепестки рассыпали под кроватью, чтобы не снились дурные сны. Чтобы ребенок выздоровел ему плели венок и вплетали туда цветки календулы. Как и на ромашке, на календуле гадали, только не обрывали лепестки, просто выбирали два цветка календулы, которые росли рядом. На правый загадывали, что желание сбудется, а на левый - что нет, а потом наблюдали. Какой из них первым закрывался - таков и был ответ.
Воспитатель предлагает детям запомнить строение цветка календулы.
Отметить, из чего он состоит? (из нежных, желтых, оранжевых лепестков и серединки.)
Предложить детям рассмотреть серединку цветка,потрогать ее: на пальцах осталась желтая «пыль» пыльца Обращают внимание на строение цветка, рассматривают середину цветка и трогают её пальцами.
Чем отличаются цветы от травы?
Как же мы можем узнать о внешнем виде цветов? (рассмотреть, потрогать)
Как мы чувствуем запах цветов? (нужно понюхать)
Для чего нужны цветы? (ответы детей)
Дети рассматривают другие цветы на цветнике, отмечают запах, цвет, строение, рассматривают и трогают цветы, нюхают их.
Заключительная часть
Давайте встанем в хоровод вокруг цветов, и придумаем самые добрые слова для нашего цветка с которым мы сегодня познакомились. Встают в хоровод и говорят добрые слова цветку календулы.
Подвижная игра «Вейся, венок!»
Цель: закрепить умение водить хоровод.
Дети – цветы стоят в круге. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!». Дети должны образовать круг. Вместе с воспитателем водят хоровод. Игра повторяется 2 раза.
Трудовая деятельность
Цель: учить работать сообща.
Уборка засохших растений на цветнике и клумбах. Предложить детям собрать семена цветущих растений на клумбе. Сортировка выносного материала.
Благодарю за внимание и поддержку!