Зоя Виталиевна Разумная
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за шмелем»
Цель:расширять знания детей о насекомом - шмеле, его связи с живой и неживой природой.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания о шмеле, ее характерных особенностях, способе жизни,
Публикация «Формирование экологических знаний, Конспект познавательной прогулки „Наблюдение за шмелем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска).
Развивающие:
развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать,
развивать любознательность.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательность к окружающей среде, прививать любовь к природе.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением насекомых, чтение стихотворений, работа с загадками.
Ход прогулки.
Воспитатель: дети, сегодня на прогулке мы попытаемся найти интересное насекомое, близкого родственника пчелы. А о ком будет идти речь, мы сейчас узнаем из загадки.
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель.)
Воспитатель: дети, скажите, на кого внешне похож шмель? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, шмель очень похож на обыкновенную пчелу, только он крупнее, в длину и больше. Его толстенькое тельце густо покрыто волосками. Тельце насекомого заканчивается гладким жалом без зазубрин, которое не видно в обычном состоянии. На спинке расположены 2 небольших прозрачных крылышка.
Воспитатель: как мы можем описать шмеля? (ответы детей)
Воспитатель: он пушистый, похож на красивый пушистый шарик. В его окраске желтый и черный цвет. Шмель похож на цветок ивы, такой же пушистый, с желтеньким цветом.
Воспитатель: мы уже с вами знаем, что у многих насекомых существует предупреждающая окраска, она играет защитную роль. Предупреждающая окраска характерна для ярко окрашенных насекомых с ядовитым жалом, как у ос, пел и шмелей.
Шмель имеет яркую окраску, его внешний вид так и кричит «не тронь меня, я опасный!"
Если по отношению к шмелю не проявить агрессию, то это миролюбивое насекомое, никогда не нападает без причины. После укуса пчела погибает, а её мохнатый родственник нет, он может жалить много раз. Нужно быть очень осторожным, потому что укус шмеля болезненный, а для аллергиков может быть очень опасен.
Эти насекомые не любят резких запахов - духов, дезодорантов, освежителей воздуха, алкоголя, пота. Нападают шмели именно из-за того, что их потревожил неприятный запах. Они также агрессивно реагируют на часы, украшения и синий цвет.
Воспитатель: шмели строят гнезда в земле, листовой подстилке, дуплах, птичьих гнездах, кротовых, мышиных, беличьих норах.
Шмелиная семья живёт одно лето. Осенью все насекомые погибают, кроме нескольких оплодотворенных молодых маток, которые зимуют и в апреле начинают строить гнездо, откладывают яйца и заводят новую семью.
Они являются одними из самых холодостойких насекомых. Шмель может регулировать температуру своего тела, разогревая его до 40°С.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Шмель.)
Воспитатель: как вы думаете, какую пользу приносит шмель? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, это очень полезное насекомое, он опыляет растения. Без шмелей не могли бы размножаться многие растения. Мы должны бережно относиться к этим интересным, мохнатым обитателям и не трогать их без причины.
Подвижная игра «Шмель».
Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.
На игровой площадке участники игры образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель дает мяч кому-
либо из игроков. Мяч - это «шмель».
По окончании чтения воспитателем текста стихотворения:
Шмель над молем пролетел и устал.
На клевер сел, мед цветочный он попил
И набрался снова сил.
Вдруг ребята пробежали и шмеля с цветка согнали.
На листочек шмель упал, вслед ребятам прожужжал:
«Не обижайте вы меня, Большого доброго шмеля!»
Участники игры начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу.
Игроки руками отбивают мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок.
После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален» вторым, поворачивается спиной к центру круга.
Игра продолжается.
Рефлексия.
О каком итересном насекомом мы сегодня беседовали?
Кто является ближайшим родственником шмеля?
Какую пользу приносят шмели?
Где строит себе гнездо шмель?
Как мы должны относиться к насекомым?
Игра малой подвижности с мячом «Съедобное - несъедобное».
Цель: развивать внимательность, быстроту реакции.
Если педагог называет «съедобное» слово, ребенок ловит мяч и держит, если «несъедобное» - быстро бросает назад.
Трудовая деятельность.
Подметание дорожек, уборка мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.
Индивидуальная работа - «С кочки на кочку».
Цель: развивать двигательную активность, воспитывать уверенность.
Благодарю за внимание и поддержку!
Хорошего дня и отличного настроения!