Татьяна Гаврилюк
Конспект занятие по экологии в старшей группе «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела:воспитатель Гаврилюк Т. Н.
2018 г
Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования:
• Обучение бережному отношению к воде
• Формировать познавательный интерес к природе
Интеграция образовательных областей;
• «социально-коммуникативное развитие,
• «познание»,
• «речевое развитие»,
• «физическое развитие»,
• «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
• Формирование и систематизирование знаний детей о воде и ее значение.
• Упражнять в бережном отношении к природе.
Публикация «Конспект занятие по экологии в старшей группе „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Показать необходимость воды для всего живого.
• Способствовать формированию эмоционального осознания того, что человек и природа взаимосвязаны.
• Способствовать формированию мыслительной деятельности, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
• Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе (к воде).
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Методы и приемы:
• Загадки
• Чтение стихотворений
• Беседа – диалог
• Рассказ о минеральной воде
• Рассказ «Откуда взялся Терек»
• Использование ИКТ для просмотра слайдов
• Иллюстрации (реки, озера, моря, карта Северной Осетии.
• Звукозаписи (журчание реки, дождь, вода из крана)
• Выставка минеральной воды
• Физминутка «Мама-тучка», «Домик рыбки»
• Опыты – эксперименты
• продуктивная деятельность детей,
• анализ, подведение итогов занятия.
Гипотеза:
• «Нужная и важная вода»
• «Без воды нет жизни на земле»
Предварительная работа :
• Рассматривание контурных карт
• Беседы о реках озерах, морях
• Рассматривание картин, иллюстраций
• Дидактические игры: «хорошо-плохо, «Кто или что не может прожить без воды?»
• Рассматривание карт РСО-Алания.
Оборудование:
Карта, глобус, плакаты, лед, сахар, соль, чеснок, кипяток, прозрачные пластиковые стаканы, фартуки, воронка, марля, мерные ложечки, бутылки с минеральной водой. Нарисованные капельки. Записи шума реки, дождя, воды из крана, водопада. Карта Осетии с реками.
Содержание организационной деятельности.
Организационный момент.
1. Ребята, прежде чем начнется наше с вами занятие, давайте поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте»! Друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется»
2. А теперь ребята! Я что-то слышу (Капает вода. По-моему «дождик» пошел? Посмотрите ребята, это капли «дождя» к нам попали через окно. А они не простые, на них написаны загадки для вас!
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручеек)
Без пути и без дороги
Ходит самой длинноногий
В тучах прячется во мгле
Только ноги на земле (дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем
Ищем, ищем, не найдем! (роса)
Покружилась звездочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)
По небесам оравой бредут мешки дырявые
И бывает иногда, из мешков течет вода
Спрячемся получше от дырявой (тучи)
Без крыльев – летают
Без ног бегут
Без паруса – плывут (облака)
( Одновременно с отгадками на экране: облака, снежинка, роса, дождь, тучи)
Молодцы, хорошо отгадали загадки и они тут же появились на экране.
3. Слышен шум воды из крана.
-Ой, снова слышу шум воды! А вы слышите?
-Это вода!
-Правильно, это вода из крана.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить?
Молодцы, о воде!
Подумайте и скажите, а где еще мы сможем встречаться с водой?
Правильно на речке, море, озере, когда умываемся, когда идет дождь, снег.
Молодцы, все верно, а для чего еще нам нужна вода? (что бы умываться, поливать огород, пить, купаться, поить животных, готовить кушать и т. д.)
Умнички, все правильно сказали!
А скажите пожалуйста, знаете ли вы, какая вода в речке, озере? (пресная)
А в океане, море? (соленая)
А как будет называться вода в океане? (океаническая)
А в море? (морская)
В речке? (речная)
В озере? (озерная)
Молодцы. Все правильно сказали.
Физминутка
4. Слышен шум горной реки, (фото реки Терека, гор)
А какой рекой славится наша республика и город, который она делит пополам (Терек)
А как же она образовалась? Как оказалась у нас в городе?
Послушайте сказку (показ слайдов)
«Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких гор и ледников. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась и заковали ее в каменные берега.
На берегу построили заводы из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега, бросать этот мусор в реку. Шли годы. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной в ней вода. Стали ее жители – растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке, и она заболела!
Сейчас реке и ее жителям плохо (слайд с грязной рекой)
Они в беде!
Просят вас помочь им, и как можно скорее!
Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь? (очистить воду от загрязнений)
5. Сейчас я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию и побыть «учеными-исследователями» и попробовать очистить воду от загрязнений.
А на больших предприятиях создают очистительные сооружения, которые очищают воду от мусора и отходов в наших водоемах.
Обратите внимание на баночки с марлевой повязкой. Это маленькое «сооружение» называется фильтром. Пресная вода проходит через него и становится чистой. Проверим?
Берите стакан с грязной водой и выливайте прямо на марлю (фильтр)
Что вы видите? (Вода выливается чистой, на марле остается грязь)
А скажите, можно ли всю воду, которую люди загрязняют очистить таким образом? (нет) Поэтому надо беречь ее и не засорять наши водоемы!
Поэтому надо беречь ее и не засорять наши водоемы.
6. Физминутка – игра «Вода – не вода»
Ребята, если я называю предмет или вещество, которое состоит из воды, вы поднимаете две руки, когда я называю предмет, который имеет отношение к воде – вы поднимаете одну руку. А если я называю предмет который не имеет вообще никакого отношения к воде, вы не поднимаете руки. (радуга, зонтик, стул, туман, лед, катер, камень, дельфин, лампочка)
7. Продолжим наши исследования. (слайды на мониторе, музыка)
Вода везде и всем нужна
Жить без неё никак нельзя
Беречь, ухаживать за ней
И будет к нам вода добрей!
Откройте бутылочку и налейте воду в пустой стакан. Какая вода? (прозрачная, жидкая, льется)
Попробуйте на вкус! Какой цвет у воды? (чистая, прозрачная, безвкусная)
Понюхайте (нет запаха)
А сейчас положите сахар и размешайте. Какой стала вода? (сладкая)
Значит вода имеет вкус!
Налейте воду в другой стакан. Положите и размешайте соль.
Попробуйте. Какой стала вода? (соленая)
А сейчас я добавлю всем в стаканы с водой (чесночные капли) капли, а вы узнаете на вкус и на запах (чеснок).
Значит вода чесночная.
Сделайте ребята вывод: вода прозрачная, безвкусная, без запаха, а имеет запах, если в нее добавить вещество с запахом и вкусом.
А теперь положите в чистую воду ложку, трубочку, косточку.
Вам видны эти предметы? (видны, потому что вода прозрачная)
А сейчас переложите эти предметы в стакан с темной жидкостью (мутной) (предметы не видны). Пить такую воду нельзя.
Вывод: в чистой воде видны предметы, а в грязной ничего не видно и ничего не водится.
А где бывает прозрачная и чистая вода (в кране, ее можно пить и надо беречь)
Молодцы, все правильно сказали.
8. Давайте поиграем в «Тучка-мама»
Я мама- тучка, а вы мои капельки – детки.
1. Дети прыгают, бегают.
2. Потекли ручейки (друг за другом)
3. Большая речка (по двое)
4. Солнышко пригрело (ходьба, поднять высоко руки вверх)
5. Вернулись к маме-тучке
9. Ой, ребята, что это за звуки?
Это метель! В дверь стук, пришла посылка, ребята это от Снежной Королевы.
Это что-то холодное, твердое, мокрое.
Молодцы, это лед!
А теперь скажите, какой может еще быть вода (твердой, но в тепле тает и превращается в воду.
Положите на салфетку, она стала мокрой. А когда вода становится льдом? А где еще можно встретить лед? (в холодильнике, в горах)
Вывод: вода бывает не только в жидком, но и в твердом виде.
10. После того как мы с вами исследовали лед, стало немного холодновато. Давайте попьем чай.
А что нам для этого надо? Правильно. Кипяток – вода и ингредиенты (чай, сахар).
Ой, посмотрите! Что это? Правильно – это па! Он поднимается вверх. Это тоже вода. Давайте посмотрим на нижнюю часть крышки. А там капли, они от пара.
Это состояние воды называется газообразным.
Вывод: вода имеет 3 состояния – жидкое, твердое, газообразное. Слайд – круговорот воды в природе.
11. А теперь обратите внимание на выставку. Как вы думаете, что это?
Правильно, молодцы. Это минеральная вода, и Осетия славится этими водами, а название у них как у рек, которые протекают у нас в Осетии. Кармадон, Урсдон, Тиб и т. д. Они полезны для здоровья. Давайте угостимся этой водой. (запах, вкус)
12. А скажите, ребята, что будет, если вокруг нас не станет воды? (пустыня, не останется ничего живого)
А что же надо делать, чтобы этого не произошло? что бы вы сказали всем людям? (охранять, и беречь воду)
А как?
(экономить воду в кране, не выбрасывать в водоемы мусор, не мать машины в водоемах)
Правильно, молодцы!
13. Обратите внимание на импровизированную речку, и не раскрашенных рыбок.
Предлагаю раскрасить рыбок и запустить их в эту речку, они будут новыми обитателями в реке.
14. Рефлексия
Что нового вы узнали?
Вода нужна всем людям, животным, птицам. Без воды нет жизни на земле!
Что больше всего понравилось?
Когда мы были исследователями, а вода была «волшебница», то она росинка, то снежинка, то озеро. Вся жизнь на земле зависит от неё, от воды.
Воспитатель – Я благодарю вас всех, что вы были хорошими исследователями и у вас появилось желание беречь воду. Вы все награждаетесь грамотами «Береги воду»