Надежда Шара-Хоо
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Из чего состоит почва?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов;
- закрепить знания об отличительных признаках перегноя, песка, глины;
- сформировать представление о значении для роста растений компонентов, составляющих почву.
Развивающие задачи:
- развивать навыки исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: „Из чего состоит почва?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- развивать познавательную активность;
- развивать любознательность;
- развивать логическое мышление, речь;
- расширять кругозор;
- активизировать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к планете;
- способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру;
- воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней.
- воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.
Материал: переднички, кукла (герой) Незнайка, свечка (или спиртовка, стекло (или ложечка, разные виды почв, банка (стакан, вода, модели, глобус, семена овса, пипетка, различные емкости для посадки семян, леечки, изготовленные из бумаги цветы, бросовый материал.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о почве, рассматривание иллюстраций с изображением различных почв. Проведение нескольких несложных опытов, с целью узнать, какие компоненты входят в состав почвы:
1. Комочек сухой почвы опускаем в воду. На комочке появились пузырьки. Вывод: в почве имеется воздух.
2. Нагреваем комочек почвы на огне и держим над ней холодное стекло. Стекло покрывается каплями воды. Вывод: в почве есть вода.
Остальное, ребята, мы с вами узнаем на занятии.
Ход занятия:
Орг. момент:
Дождик льёт – она всё пьёт, всё остальное – зеленеет и растёт. (Земля, почва)
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют? (Почва)
- Сегодня мы будем проводить опыты, чтобы узнать из каких еще компонентов состоит почва.
Входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, что вы делаете?
Дети. Мы будем проводить опыты, чтобы узнать, из чего состоит почва.
Незнайка. Знаю, знаю, почва – это земля, она такая круглая (показывает на глобус).
Воспитатель. Нет, Незнайка, послушай вместе с детьми. Ребята, сначала я вам напомню о различии слов «земля» и «почва». Земля – земной шар, родина, название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Мы с вами уже узнали, какие компоненты входят в почву.
Дети. Вода, воздух.
Воспитатель. Правильно. В почве есть воздух, вода (Модели). Благодаря воде и воздуху, в результате перегнивания остатков растений, животных (насекомых) в почве образуется плодородный слои почвы - перегной, которым богаты наши леса. Давайте докажем это с помощью опыта. Прежде чем, будем проводить опыт, давайте вспомним, что обозначают эти знаки? (Модели: «!» – Внимание! Соблюдаем правила безопасности; «огонь» – Будут опыты, с применением огня).
Опыт 1. Нагреваем почву. Что вы наблюдаете? Появился дым и неприятный запах. Что это сгорает? Какой вывод мы можем сделать?
Незнайка. Я не знаю.
Дети. Это сгорает перегной (Состоящий из остатков растений и животных).
Воспитатель. Правильно. В почве, как мы уже выяснили, есть воздух, вода, перегной. (Модель: +перегной).
Незнайка. Вспомнил! В почве есть воздух, вода, перегной.
Воспитатель. Из чего же еще состоит почва? Оказывается, в почве есть песок и глина. Для того чтобы это доказать, надо проделать опыт.
Опыт 2. Прокалим почву. Что вы наблюдаете? (Изменился цвет, стал темным, серым). Такой цвет образуется после сгорания перегноя. Оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем. Что теперь наблюдаете? На дно стакана осел песок, а сверху слой глины. Итак, что еще есть в почве?
Дети. Песок, глина.
Воспитатель. Правильно, ребята, зафиксируем то, что узнали. (Модель: +песок, глина).
Незнайка. Как интересно!
Воспитатель. В почве есть еще и соли.
Незнайка. Знаю-знаю, которую добавляют, когда готовят еду.
Воспитатель. Не совсем так, Незнайка. Конечно, пищевые соли тоже добывают из природы, но эти соли называются минеральными и тоже входят в состав почвы. Чтобы это доказать, проведем еще один эксперимент.
Опыт 3. Насыпаем в емкость с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этой емкости и поместим на стекло. Стекло с капельками воды нагреем. При нагревании, мы знаем, что вода испаряется. А на стекле остался белый налет. Это соли, которые были в почве. А как они оказались в воде?
Дети. Они в ней растворились.
Воспитатель. Правильно, ребята, мы знаем, что соли растворимы. Какой вывод мы можем сделать? Что еще входит в состав почвы?
Дети. В почве есть еще минеральные соли, растворяющиеся в воде. (Модель: +минеральные соли.)
Воспитатель. Ребята, какой общий вывод мы можем сделать, из чего состоит почва?
Дети. Воздуха, воды, перегноя, песка, глины, минеральных солей.
Физминутка:
Ребята, а теперь давайте отдохнем. Я вас приглашаю прогуляться на полянку.
- Ой, ребята, что вы видите? Что это? Похоже здесь кто-то побывал до нас. Надо убрать полянку от этого мусора. (Собирают мусор). Вот теперь порядок. Молодцы!
Худ. слово: Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит,
Когда цветет душистый луг
И дует свежий ветер.
- Ребята, какое правило нужно соблюдать, если отдыхаешь на природе. (Ответы детей). Остатки растений, насекомых перегнивают, а будут ли перегнивать пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, стекла и многое другое? (Нет, они только мусорят, вредят). Стекло безобразит нашу планету всю вечность, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты не гниют, а наоборот убивают полезных микроорганизмов находящихся в почве. Участки земли, где был мусор, погибают и там ничего не растет. Поэтому, что нужно делать?
Незнайка. Я знаю, всегда убирать за собой мусор!
Воспитатель. Правильно, Незнайка. А куда мы выбросим мусор? (В специальные контейнеры). А на природе нет контейнеров, что же делать?
Дети. Забирать с собой.
Воспитатель. Да, вы правы, ребята. Давайте выбросим мусор в контейнер и вернемся в нашу лабораторию.
Незнайка. А почему почва должна состоять из этих компонентов (показывает на модели, для чего они нужны?
Воспитатель. А вы, дети, можете ответить на этот вопрос? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним песок, глину, перегной и вспомним их свойства. Какие свойства имеет песок? Глина? Перегной?
Глина - твердая, плотная, плохо пропускает воду, но удерживает ее в почве; песок – сыпучий, хорошо пропускает воду, перегной – рыхлый, в ней много воздуха, но плохо удерживает воду и быстро высыхает, а еще в ней много питательных веществ и минеральных солей для растений. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, тем она плодородней. Именно перегной придает почве черный цвет.
Итак, в какой почве лучше расти растениям? (В рыхлой, мягкой, влажной, плодородной). В плотной почве не хватает воздуха, воды, чтобы в ней росли растения. Значит, что нужно делать, если почва стала плотной? (Рыхлить). Когда греет солнце, температура поднимается и вода испаряется из почвы, поэтому … (нужно ее поливать) и, наконец, чтобы растениям хватало питательных веществ и солей, … (нужно ее удобрять).
Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных. Помните! Кто любит природу, тот оказывает ей помощь, относится очень бережно, охраняет от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила обращения с ней. Стремитесь быть такими! Незнайка, тебе все понятно?
Воспитатель. Сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И будем наблюдать, как станут расти растения.
Незнайка. Ребята, мне очень понравились ваши опыты и было очень интересно. Я тоже хочу провести такой же эксперимент у себя дома - посею семена в разные почвы и буду наблюдать за их ростом (получает семена, уходит). Спасибо, до свидания!
(Дети сеют семена).
Литература:
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.