Елена Люстик
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
Програмные задачи:Уточнить представлерия детей о почве; выяснить,что в почве есть для жизни живых организмов; показать, как загрязняющие вещества проникают в почву и как долго она остается эксперемента показать способ очистки почвы; воспитывать бережное отношение к природе; обогащать словарный запас детей (глинистая, песчаная).
Ход занятия:
-Сугодня утром, придя в детский сад, я обнаружила красивый мешочек. Но что в нем, я так и не посмотрела. Как вы думаете, что там может быть (предположения детей)
Предлагаю детям определить на ощупь.
Публикация «Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе „Почва“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
-Давайте проверим, кто из вас оказался прав. (дети смотрят, что инутри мешочка)
-Что же это? (Земля.)
-А что такое земля,из чего она состоит (ответы детей)
-Хотите побольше узнать о земле? Тогда, я предлагаю вам побыть учеными. А вы знаете, кто такие ученые, чем они занимаются (Люди, которые что-то изучают, делают различные опыты, что-то изобретают.)
-Я вам тоже предлагаю побыть учеными. Давайте оденем халаты и пройдем в нашу лабораторию.
Дети подходят к столу. Перед каждым ребенком лежит чистый лист бумаги, комочек земли, лупа.
-Осторожно потрогайте комочек земли.
-Какая земля в комочке (ответы детей)
-Посмотрите на комочек земли через увеличительное стекло.
-Скажите, что вы там увидели?
-Осторожно раскрошите комочек земли на листе бумаги. Посмотрите на него через лупу. Что спряталось внутри комочка? (Палочки, песок камушки.)
Дети делают вывод о том, из чего же состоит земля.
Верхний слой земли называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такая почва называется песчаная. А в другой больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)
-Давайте посмотрим почву в разрезе. Показ плаката.
-Она похожа на слоеный пирог. Посмотрите на верхний слой земли. Какого он цвета (Коричневого.) Почему? Как вы думаете, что это (Земля.)
-Какого цвета следующий слой (Желтого.) Что это? (Песок.)
-Назовите следующий слой и его цвет. (Вода. Обозначается голубым цветом.) Как называется вода, которая течет под землей (Подземные воды.)
-Далее идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Рыжим, оранжевым.)
- Мы рассмотрели все слои почвы, но подробнее остановимся на верхнем слое. Напомните мне, как называется верхний слой почвы?
-Ребята, а как вы думаете, могут ли в земле существовать живые организмы?
- А что необходимо для жизни живых организмов (Вода и воздух.)
-Как же живут под землей живые существа? Разве в земле есть воздух и вода (Высказывания детей)
-Давайте проверим ваши ответы эксперементально.
Опыт 1. «Есть ли в земле воздух?»
-Как вы думаете, что произойдет, если мы комочек земли опустим в воду?
-Возьмите комочек земли так, чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в емкость с водой. Что наблюдаете (Из комочка появляются пузырьки.)
-А что это за пузырьки? (Это воздух.)
- Откуда он появился?
-Какой вывод можно сделать? (Внутри комочков земли был воздух.)
-Как мы об этом узнали? (Когда мы опустили комочек земли в воду, она вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
-Мы только что убедились, что земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?
-Давайте проверим на опыте.
Опыт 2. «Есть ли в земле вода?»
-В чистую сухую кастрюльку я положила что? (Комочек земли.)
-Ставлю кастрюльку с землей на огонь. Что происходит с почвой (Она нагревается.)
-Давайте подержим над кастрюлькой чистое сухое стеклышко.
-Что произошло со стеклышком? (Оно запотело.)
-Подержим еще немного. Что появилось на стеклышке? (Капельки воды.)
-Откуда появилась вода? (Испарилась из почвы.)
-Кто же оказался прав, те кто говорили, что вода есть или те, кто говорили,что воды в почве нет?
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода и воздух, которые необходимы для жизни живых организмов.)
-А какие живые организмы живут в почве (Кроты, жуки, червяки)Показываю иллюстрации.
-Сейчас в детский сад позвонил крот и сообщил, что когда рыл норку очень сильно поранил лапку. Как вы думаете, почему это случилось (Потому что в земле был мусор.)
-А как в земле оказался мусор?
-Что надо делать, чтобы сохранить почву чистой?
-А что делать, если почва уже загрязнена?
Опыт 3. «Очистка почвы»
-Беру прозрачный контейнер. Что в нем (Песок.)
-На него сверху кладу губки. Губки- это верхний слой. Песо- это внутренний.
-Ваня, набери в пипетку несколько капель краски и капни ее на губки. Представьте, что в почву попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком. Посмотрите, капли краски хорошо видны? (Нет.)
-Кажется, что их совсем нет, и лежат они никому не мешая. Но пошел дождь. (Дети из леек поливают на губки.)
-Что происходит (Пятна исчезли.)
-Очистилась ли почва? Почему?
-Исчезло ли пятно?
-Давайте с помощью шприца откачаем воду из песка.
-Какого цвета вода? Почему?
-Что произошло с ядовитым веществом? (Оно просочилось внутрь почвы.)
-Посмотрим, что же будет происходить дальше. (Дети поливают из леечек)
-Давайте снова откачаем воду из песка. Что мы наблюдаем (Вода стала чище.)
-Опять пошел дождь. (Дети поливают песок до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой.)
-Вот сколько необходимо дождей, чтобы почва очистилась.
-Ребята, о земле говорят, что она наша кормилица.
-Как понимаете эту пословицу (На ней растут разные растения, которые нас кормят. Поэтому землю необходимо беречь
-Что нового вы узнали о почве в нашей лаборатории? Понравилось быть учеными?
-А теперь, чтобы немного отдохнуть, я предлагаю посмотреть сказку «Как медведь пень потерял.» (Показ сказки на фланелеграфе, беседа по содержанию.)
-