Зверкова Татьяна Викторовна
Доклад «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность нерегламентированной деятельности дошкольников экологическойнаправленности
В ДОУ задача формирования экологической культуры решается в основном в процессе педагогической деятельности — на занятиях. Это позволяет в полной мере вооружить дошкольников основами экологических знаний, но не всегда затрагивает их чувственно-эмоциональную сферу, удовлетворяет их познавательные потребности и предусматривает практическую деятельность. Эти задачи решает нерегламентированная деятельность экологической направленности.
Публикация «Доклад „Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Под нерегламентированной деятельностью экологической направленности следует понимать организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу детей, связанную с изучением окружающего мира, основанную на добровольных началах и проводимую вне занятий.
Выделим следующие виды нерегламентированной деятельности экологической направленности :
- игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- трудовая и практическая деятельность по созданию условий для живых объектов в зеленой зоне;
- художественно-творческая деятельность, созданиеизопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- практическая познавательная деятельность — экспериментирование;
- самостоятельная познавательная деятельность — наблюдение;
- речевая деятельность;
- природоохранительная деятельность;
- комплексная деятельность — добровольный контакт с объектами растительного и животного мира, общение с природой, оценочные суждения, любование.
Нерегламентированная деятельность может быть эффективной в плане экологического воспитания, если ее рассматривать как систему воспитательных мероприятий, проводимых с целью формирования ответственного отношения к природе, осознания экологических проблем как общественно и лично значимых.
В психолого-педагогической литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы и является совокупностью различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование.
Процесс воспитания, имеющий характер формально связанных между собой мероприятий, не может быть успешным. Только система хорошо продуманных, крепко связанных между собой педагогических воздействий может обеспечить максимальную воспитательную отдачу.
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики.
Воспитательное дело — это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел, которые имеют коллективный и творческий характер. Коллективные творческие дела — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство.
Можно говорить о воспитательных делах (или мероприятиях) как о целенаправленном взаимодействии воспитателя с каждым ребенком и детским коллективом в целом, сориентированном на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае они выступают как формы воспитательной деятельности, в которой объединены цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы.
При разработке плана работы и содержания нерегламентированной деятельности необходимо учитывать уровень знаний дошкольников, их возрастные особенности, познавательные возможности, устанавливать связь с обучающими занятиями с целью устранения дублирования информации, предусматривать преемственность содержания, а также осуществлять краеведческую направленность
Практика работы ДОУ убеждает, что наилучших результатов в формировании экологической культуры дошкольников можно достичь при правильном сочетании занятий с нерегламентированной деятельностью, связанных между собой, дополняющих и совершенствующих друг друга. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы, интересующие детей. Процесс обучения закладывает основы понимания детьми экологической культуры, красоты природы, природоохранительной деятельности. Дальнейшее развитие процесс формирования экологической культуры получает в нерегламентированной деятельности.
После занятий, на основе добровольного выбора упражнений, игр, заданий по интересам продолжаются углубленное формирование у дошкольников экологической культуры, духовное обогащение их личности, организация свободного времени.
Нерегламентированная деятельность открывает широкий простор для активности дошкольников, их самодеятельности и творчества. Она дисциплинирует детей, способствует развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе.
При определении содержания нерегламентированной деятельности в группе ДОУ педагог обязан принимать во внимание возрастные особенности детей. Чувствительность и эмоциональность дошкольников создают особые предпосылки для успешного усвоения правильно подобранного материала.
Нерегламентированная деятельность способствует всестороннему развитию детей, строится на основе принципов дидактики, которые определяют направление, содержание, формы и методы деятельности по экологическому воспитанию.
В практике работы ДОУ сложилась определенная система организационных форм нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию. Выделим
следующие:
-индивидуальная форма,
-групповая форма,
-массовая форма.
Они тесно связаны между собой, дополняют и совершенствуют друг друга. В основе каждой лежит преимущественно практическая работа детей под руководством воспитателя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки детей, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.
Для усиления интереса к предстоящей деятельности дети привлекаются к обсуждению перспектив предстоящей работы, ее планирования и проведения.
Должный педагогический эффект дает выполнение детьми индивидуальной работы. Ее организация требует индивидуально-дифференцированного подхода, знания психологических особенностей личности дошкольника.
К групповым и массовым формам относят:
-экологические праздники — совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате (викторины, КВН, оформление стенгазет, альбомов, выставок);
-экологические игры, основанные на развертывании особой (игровой) деятельности участников, активизирующие высокий уровень мотивации, познавательного интереса и эмоциональной включенности, что немаловажно при формировании экологической культуры дошкольников;
-соревновательные экологические игры — активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений (конкурс-аукцион, конкурс проектов по охране природы, конкурс-марафон, экологические викторины);
-ролевые экологические игры — основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности;
-имитационные экологические игры моделируют экологическую реальность и предметное содержание экологической деятельности.
Все многообразие форм и методов организации нерегламентированной деятельности по формированию экологической культуры в современном ДОУ регламентируется учебно-методическими и программными документами.
Необходимо обратить внимание на использование народной педагогики в экологическом образовании дошкольников. Бережное отношение народа к окружающей среде ярко выражено в произведениях устного поэтического творчества, которые своей выразительностью, отточенностью образов, близостью к родной природе оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, несут огромный нравственно-эстетический потенциал. Анализ различных источников народной педагогики позволяет выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрения и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием. Эти идеи во многих отношениях определяют содержание экологического воспитания в целом.
В группе проводится большая работа по отбору ярких и доступных для понимания дошкольников легенд, сказок, пословиц, поговорок, загадок, содержащих идеибережного отношения к природе, а также народных игр, жанров детского фольклора, элементов традиционных праздников и обычаев.
Можно рассматривать проблемы экологического воспитания детей в процессе анализа и детальной разработки некогда популярного в отечественной педагогике, затем забытого на долгие годы и в новом качестве возвращающегося в российскую систему воспитания метода проекта. Это использование в нерегламентированной деятельности «калейдоскопа экологических проектов от А до Я», которые фокусируют внимание детей на отдельных наиболее ярких и интересных для них предметах, явлениях, событиях природы, затрагивая нравственные аспекты, и формируют позитивный опыт по взаимодействию с ней.
Уровень современного дошкольного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных форм, методов, приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение неординарных педагогических приемов, проектных мероприятий типа «Лес — мой друг», «Экомагазин», «Природа и искусство».
Характеризуя работу педагога в нерегламентированной деятельности, необходимо отметить, что работа воспитателя должна быть целесообразной, последовательной, соответствующей возможностям дошкольников. Отсутствие требовательности ведет к развязности детей, неорганизованности. Однако требовательность обязана сочетаться с гибкостью мышления педагога. Какой бы не была форма предъявления требований, она не должна унижать ребенка, подавлять его активность, инициативу. Важно добиваться того, чтобы требования, предъявляемые воспитателем, постепенно становились требованиями ребенка к самому себе.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей и способностей каждого ребенка. У каждого — свой темперамент, свои способности, возможности, интересы, каждый ребенок — неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей поможет воспитателю подобрать посильное задание каждому ребенку, включить его в деятельность, которая принесет наибольший воспитательный эффект. Содержание, методы и формы нерегламентированной деятельности педагог изменяет с развитием детей.
Воспитателю необходимо знать особенности формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребенка в коллективе, что поможет ему найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.
Обобщая все вышесказанное, очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый для ребенка всегда является эталоном, образцом для подражания, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся синзетивностью, стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.