Любовь Кобер
Конспект экскурсии «Лесная новость»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей любоваться красотой зимнего леса: деревья и кустарники в снежных шапках, в лесу очень тихо, нет ветра - деревья задерживают его, потому что растут близко друг к другу; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; рассказать детям о том, что клест выводит птенцов в начале весны, а в это время в наших краях часто бывают морозы; напомнить детям о том, что люди могут помочь животным и птицам пережить голодную зимнюю стужу; воспитывать в детях чувство прекрасного.
Материалы и оборудование:игрушка сорока, сюжетные картинки птицы - клеста.
Публикация «Конспект экскурсии „Лесная новость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Ход экскурсии.
Дети с педагогом выходят на улицу и видят "сороку" (можно игрушку).
Воспи-ль: Сорока прилетела неспроста: недаром ее называют "лесное радио" или "лесной почтальон"
Сорока: "Последние новости! Последние новости! Произошло чудо. Спешите все в лес!
Восп-ль: Дети, вы хотите узнать, что же случилось в лесу? Тогда в путь! А сорока покажет нам дорогу. Но помните, чтобы добраться до места, нужны ум, внимание, выносливость и доброе сердце. (По дороге в лес детям предлагаются задания)
Загадка.
Днем со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Вопросы по теме.
Восп-ль: Посмотрите и назовите, какие деревья растут на пригорке?
Дети: Березы.
Восп-ль: Как вы узнали?
Дети: По коре, березы белоствольные.
Задача на сообразительность.
Восп-ль: Докажите, что сейчас зима, а не осень.
Дети: На деревьях нет листьев, кругом снег, холодно.
Восп-ль: Молодцы, вот ум нам и пригодился.
Упражнение на ловкость.
Восп-ль: Сейчас посмотрим, какие вы ловкие и выносливые. Впереди полоса препятствий: надо пройти по "мостику", преодолеть гору. А вот и лес!
Воспитатель обращает внимание детей на зимний пейзаж и читает стихотворение А. С. Пушкина, чтобы помочь детям почувствовать красоту зимнего леса.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Восп-ль: Дети, давайте с вами полюбуемся красотой природы; посмотрите кругом все бело. Отгадайте загадку: " Скатерть бела, весь свет одела?" Что это? Ну конечно это снег. Посмотрите, снег везде - и на земле, и на ветках деревьев. Представьте, что мы попали в снежную сказку, и герои этой сказки деревья и кусты.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
И над самою макушкой.
Долбит дятел на суку. (С. Есенин)
Восп-ль: Расскажите, каким вы видите лес?
Ответы детей.
Обобщение рассказов детей педагогом.
Восп-ль: Морозы набросили студеную кисею на примолкший лес. Зябко кутаются в пушистые снежные одежды ели. Тихо вокруг, только шелестит снег, касаясь ветвей и стволов деревьев. Давайте с вами послушаем тишину. Каждое дерево по своему встречает снегопад. Ели протягивают навстречу снежинкам кончики мохнатых лап. Рябина подставляет багряную мерзлую гроздь: "Пожалуйста, посыпь ее, снежок". У берез опущены гибкие ветки. Летит снег мимо белых стволов, не шелохнуться березы. Опустив ветви они подсказывают: "Сюда, сюда, не скупись, ножки укрой, босым нам холодно". Бережно и нежно опускаются снежинки. Вот и мы также бережно и нежно должны относится к деревьям, не ломать ветки. А если увидим сломанную веточку, аккуратно срежем ее ножом, возьмем в сад,чтобы поставить в воду.
Задание:
Замерить глубину снежного покрова около деревьев и кустарников, и на открытом месте.
Восп-ль: Почему глубина разная?
Ответы детей.
Восп-ль: А вот здесь целая лесная книга и по ней можно читать.
Задание:
Найти следы животных и птиц на снегу.
Восп-ль: Узнайте, чей на снегу остался след? Каких зверей вы еще знаете? Чем они питаются? Какие звери всю зиму спят? Каких птиц называют "зимними гостями"? Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью? Что означают слова: не страшен холод, а страшен голод. ?
Проводится п/и "Два Мороза"
Восп-ль: А вот и наша сорока, весь лес облетала, новости собирала.
Сорока: Видано ли дело, у клеста в гнезде птенцы появились! На улице мороз, а он птенцов выводить вздумал!
Восп-ль: Да, дети вот такая чудная эта птица - клест. Дело в том, что эта птичка разборчива в еде. Стоит взглянуть на их причудливые клювы со скрещенными кончиками, чтобы убедиться в том, что они непригодны для добывания корма обычным способом. Клесты выводят птенцов, когда семена в шишках вызревают. Давайте посмотрим, как клест добывает себе корм. Вот он ловко прицепился к крупной шишке, перегрыз черешок, прижал лапками шишку к ветке и клювом начал отгибать прочные чешуйки, открывая доступ к семенам. Извлечь их непросто, в этом клесту помогает длинный язык, покрытый липкой слюной и семена приклеиваются к языку и тотчас попадают в клюв. Но и к подготовке гнезд клесты относятся с большой ответственностью - зима шутить не любит! Гнезды клестов хорошо укрыты от снега и постороннего взгляда в гуще еловых лап. Сложены из сухих веточек и плотно оплетены лишайником. Внутри они устланы сухим мхом, заячьей, беличьей и лосиной шерстью. А уж когда появляется первое яичко, самка из гнезда почти не вылетает. Сидит и греет его, еду ей носит папа-клест. Вот такая чудесная птица -клест.
Восп-ль: И все же очень трудно зверям и птицам зимой в лесу. Чем люди могут помочь в голодную зимнюю стужу лесным обитателям?
Дети: Делают кормушки не только для птиц, но и для зверей. Для лося, например, раскладывают сено.
Восп-ль: Еще раз взглянем на зимний лес, запомним, кому что понравилось, чтобы потом в детском саду нарисовать картину, сделать аппликацию.
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть
Ветер резвый уснул на пути,
Не проехать в лесу, не пройти. (С. Есенин)
Восп-ль: А мы с вами отправляемся в обратный путь, в детский сад.