Елена Дресвянина
Конспект занятия «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шарьинская школа – интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Воздух»
2 класс
Выполнила:
Дресвянина Елена Витальевна,
воспитатель
2017г.
1. ФИО Дресвянина Елена Витальевна
2. Место работы ГКОУ «Шарьинская школа – интернат»
3. Должность Воспитатель
4. Предмет Внеурочная деятельность
Публикация «Конспект занятия „Воздух“» размещена в разделах
5. Класс 2 «Б»
6. Тема урока Воздух
7. Виды детской деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная
8. Оборудование Трубочки для коктейля, стаканы с водой, лист бумаги, игрушка, целлофановые пакеты, два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы, мыльные пузыри, трубочка для коктейля, прозрачная емкость, стаканчики, минеральная вода, веера, салфетки, герметично закрытая банка с запахом апельсина.
Тема: «Воздух»
Цель: формирование элементарных представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить детей с тем, что воздух есть вокруг нас;
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Коррекционно– развивающие:
- Развивать познавательный интерес к простейшей экспериментальной деятельности, наблюдательность, мышление, речь;
- расширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека;
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к экспериментированию;
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
Предварительная работа:
• Наблюдение за ветром;
• беседа о воздухе;
• подвижная игра "Раздувайся пузырь".
Оборудование:
Трубочки для коктейля, стаканы с водой, лист бумаги, игрушка, целлофановые пакеты, два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы, мыльные пузыри, трубочка для коктейля, прозрачная емкость, стаканчики, минеральная вода, веера, салфетки, герметично закрытая банка с запахом апельсина.
Технологическая карта занятия
№ Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1 Организационный. Подготовка рабочего места.
Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. К детям приходит фея Фиалка с воздушными шарами.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Но как только эти шарики оказались у меня, подул такой сильный ветер. И я оказалась здесь. Хотите узнать, что это за волшебник?
Дети:Да!
Фея: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух)
Участие в приветствии, желают своим сверстникам здоровья и хорошего настроения.
Потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками.
2 Введение в тему занятия Фея : Воздух. Конечно этот волшебник воздух.
Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на нашем занятии?
Дети: О воздухе.
Правильно, тема нашего занятия : «Воздух».(вешаем тему урока)
Фея: Ребята, волшебник Воздух приготовил много разных фокусов, которые раскрывают его свойства. Вы поможете мне их разгадать? Дело в том, что если мы узнаем все свойства этого волшебника, то я смогу вернуться домой, на радугу.
Вос-ль: Ну, что ребята, поможем фее Фиалке?
Дети:Да!
Вос-ль: Для этого я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес».(слайд 1)
Вос-ль: Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Вос-ль: (слайд 2)Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Вос-ль: А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Вос-ль: Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? (одевает халат, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. При проведении экспериментов ученые записывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем фиксировать все выводы. Также ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. А какие правила нужно соблюдать мы с вами сейчас узнаем:(слайд 3)
Правило № 1Внимательно слушать старшего лаборанта.
Правило № 2 На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило № 3 Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило № 4Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило № 5 Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило № 6Вконце опытов делать выводы.
Осознают и принимают поставленную задачу Внутренняя мотивация на деятельность
3 Основная часть.
Цель: Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Опыт №1. «Воздух невидимый»
Оборудование:трубочки для коктейля, стаканы с водой, лист бумаги, игрушка.
Вос-ль: Ребята, помните, в загадке было сказано, что воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух?
Вос-ль: Итак, давайте с вами разберемся. Возьмите в одну руку игрушку, а в другую лист бумаги. Поставьте листок перед игрушкой. А теперь уберите его. Что произошло?
Вос-ль: А давайте попробуем его все-таки увидеть. Уважаемые лаборанты, возьмите пожалуйста трубочки, погрузите их в стакан с водой и подуйте. Что вы видите?
Вос-ль: На воде появились воздушные пузырьки. Какие это пузырьки?
Вывод:Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №2. «Воздух не имеет формы»
Оборудование:целлофановые пакеты.
Вос-ль: Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Вос-ль: Давайте поймаем воздух. Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.
Вос-ль: Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Вос-ль: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Вос-ль: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух (Воздух приобрел форму пакета.)
Вос-ль: А если я надую шарик, форму чего примет воздух в шарике?
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму, или не имеет?
Вос-ль: Воздух форму не имеет.
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Опыт №3. «Воздух имеет вес»
Оборудование:два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы.
Вос-ль: Ребята, у меня есть весы с шариками. Мы уже выяснили, что в каждом щарике есть воздух, который принял форму этого шарика. А сколько весит воздух? И вообще есть ли у воздуха вес?
Вос-ль: Давайте проверим. Посмотрите,палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь давайте проткнем один из шариков. Что произошло? Интересно, почему? (Да потому, что без воздуха шарик стал легче).
Вос-ль: Значит какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух имеет вес.
Физкультминутка с мыльными пузырями.
Вос-ль: А теперь мы с вами немного отдохнем. Я помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри вас не перехитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо? И не сталкивайтесь друг с другом. Давайте сделаем шаг назад. Готовы? Выпускаем воздух (видеоролик)
Вос-ль: По-моему, вы, ребята весь воздух из мыльных пузырей выпустили. Продолжаем нашу работу в лаборатории.
Опыт №4. «Воздух легче воды»
Оборудование:трубочка для коктейля, прозрачная емкость, стаканчики, минеральная вода.
Вос-ль: Посмотрите внимательно, я каждому из вас налила минеральной воды. Что вы видите? Почему это происходит? Почему пузырьки поднимаются вверх, а не вниз?
Вос-ль:Все правильно, потому что воздух легче воды. Давайте еще раз проверим это свойство воздуха. Подойдите все ко мне.
Вос-ль:Сможет ли стакан сам подняться со дна. Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух?
Вос-ль: Воздух постепенно вытеснил воду из-под стакана, и он всплыл на поверхность. А почему?
Вывод:Правильно, потому что воздух легче воды!
Опыт №5. «Воздух движется»
Оборудование: веера, салфетки.
Вос-ль: Ребята, возьмите пожалуйста салфетки и положите их на край стола. А теперь легонько подуйте на нее.
Вос-ль: Что произошло с салфеткой?
Вос-ль: Мы сдвинули ее с помощью воздуха. А мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Вос-ль: Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо.
Вос-ль: Что вы чувствуете?
Вывод:Воздух движется.
Опыт №6. «Воздух движется всегда»
Оборудование:герметично закрытая банка с запахом апельсина
Вос-ль:Интересно, если нет ветра, то воздух движется или нет?
Вос-ль:Рассмотрим герметично закрытую банку. Понюхаем банку.
Вос-ль: Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта. А сможем ли мы почувствовать запах, если банка будет открыта, но далеко от нас?
Вос-ль: Чувствуете, чем пахнет? Как вы это почувствовали, ведь у нас в классе нет ветра?
Вос-ль: Воздух из банки переместился по комнате.
Из этого можно сделать вывод: воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер.
Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя, выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность
4 Рефлексия. Вос-ль: На этом наша работа в лаборатории заканчивается, вы большие молодцы. Вы помогли фее разгадать столько фокусов Воздуха. Давайте все их вспомним, а помогут в этом нам наши выводы.
Вос-ль: Ребята, как вы считаете, без воздуха можно обойтись?
Вос-ль: Вы знаете, это еще не все фокусы воздуха. В следующий раз мы продолжим разгадывать фокусы этого Волшебника. И обязательно разгадаем все-все-все фокусы. Правда?
(Звучит звук ветра)
Вос-ль: Ребята, вы слышите? Что это (Это ветер).
Вос-ль: Это значит, что нашей гостье фее Фиалке уже пора возвращаться домой, на радугу. Но за то, что вы помогли ей, она хочет вас поблагодарить вас и подарить по шарику.
Вос-ль: Посмотрите, у нее осталось два шарика, чтобы она смогла вернуться на радугу. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.