гульнар
Конспект занятия «Этот удивительный воздух»
▼ Скачать
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к экспериментальной деятельности, моделированию.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Публикация «Конспект занятия „Этот удивительный воздух“» размещена в разделах
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни, желание сохранить чистоту воздуха.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.
Ход занятия:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй миленький дружок.
Здравствуйте детишки, девченки и мальчишки,
Эдраствуйте, я вам скажу, я вас всех приветствую!
Воспитатель; Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, я предлагаю вам изучить очередное чудо нашей природы с помощью опытов. А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? Но сначала, нужно найти объект исследования. Давайте поиграем в игру «Горячо-холодно». Попробуем найти!
(Да)
(Ориентируясь на словесные указания, находят в группе пустую банку)
Воспитатель; Банка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?
(дети дают различные предположения)
Воспитатель; Я кажется догадалась, и хочу чтобы вы отгадали загадку;
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
(Воздух)
Воспитатель: Правильно, теперь мы знаем, что в банке находится воздух и уважаемые исследователи, я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого.
Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Давайте закроем глазки и перенесемся в нашу лабораторию
(звучат звуки шума ветра)
Воспитатель: Вот мы прибыли. Я предлагаю пройти в первую лабораторию.
(дети подходят к столу, стоят во круг него) .
Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Опыт №1 (поймаем воздух)
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули? (Воздух)
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух? (Нет, не видим.)
Воспитатель: Значить какой воздух? (Невидимый.)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Воспитатель; Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (различные ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Воспитатель; Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в контейнер с водой. Стакан нужно держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет
(.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать баночки в которые положены различные ароматы (духи,апельсин,лимон,чеснок). Трое детей вдыхают просто воздух.
Расскажите, что вы почувствовали? (ответы детей)
Поднимите руки, кто ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, вы вдохнули просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод? (различные ответы детей)
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4 (воздух легче чем вода)
Воспитатель: Давайте пройдем к столам, где стоят контейнеры с водой и приготовлены капсулы от киндер – сюрпризов. Опустим капсулы в воду и понаблюдать за ними. Видим, что капсулы плавают на поверхности.
Вывод: Воздух легче, чем вода.
ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать. А вы знаете, как это можно сделать? Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо немного отдохнуть:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне,где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух).
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики. (обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить. Перед вами различные картинки, выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему (картинки с деревьями,цветами, птицами,машинами, заводами, велосипедами, гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что воздух может двигаться. Как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,просто поднимите руку,а затем ответите. Хорошо?
Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует. (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это движение воздуха. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? ( Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов)
Воспитатель: А что вам понравилась больше всего в нашем занятии? (Воздух окружает нас со всех сторон.)
Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного». А теперь давайте закроем глазки и переместимся из нашей лаборатории в д/с.
(Звучат звуки шума ветра)