Надежда Сапронова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально-исследовательская деятельность «Воздух вокруг нас»
Звучит песня «Ужасно интересно, всё то, что не известно» муз. В. Шаинского.
Ведущие: Позвольте вам представиться - профессор Любознайка и профессор Умничка.
Любознайка: Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этой группе
Всех вместе мы собрали.
Умничка: Детей и взрослых собрала
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Невероятная игра.
И, думаем, пройдёт она
Активно и не скучно.
Любознайка: Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Отгадайте-ка загадки –
Сразу станете умней.
Умничка: Он вокруг, его невидим, только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
Любознайка: Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Итак, я думаю, вы все догадались, что тема невероятной игры «Воздух».
Наша, с профессором, цель доказать, что воздух существует вокруг нас, внутри нас, что воздух охлаждается и нагревается, сжимается и расширяется, имеет вес и не имеет цвета, и запаха.
( Материалы: таз с водой, пустой стакан, соломинки и стаканчики с водой по количеству детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.)
Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3. Начнем опыт: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух.
Опыт 4. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. (Давайте, попробуем задержать дыхание). Мы не можем не дышать.
Какой мы сделаем вывод? Воздух необходим для жизни человека и других живых существ.
Опыт 5. Возьмем два стакана – один большой, другой поменьше, две свечи. На горящие свечи переворачиваем стаканы. Свеча под маленьким стаканом гаснет быстрее. Вывод: воздуха в маленьком стакане меньше, поэтому свеча гаснет быстрее.
Опыт 6. Возьмем миску с горячей водой и миску с холодной. Поставить в миску с горячей водой бутылку с нанизанной на горлышко шариком. Шарик начнет надуваться (воздух расширяется, затем бутылку переставить в миску с холодной водой, шарик сдуется (воздух в нем сжимается). Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
А теперь профессор Умничка докажет, что воздух не имеет цвета и запаха. ( Материалы: полиэтиленовый пакет, полоски бумаги, иллюстрации ветренной мельницы и ветровых электростанций, урагана, банку с корочками апельсина)
Опыт «Свойства воздуха. Прозрачность».
Умничка:
Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. Вывод: воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Любознайка:
А теперь мы докажем, что воздух имеет вес. ( Материалы: воздушные шарики, палка с закрепленной посередине веревочкой).
Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60- ти см. На её середине закрепить верёвочку, к обоим концам которой привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложить детям подумать, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом. Проткнуть иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. Вывод: воздух имеет вес.
Еще один опыт доказывающий, что воздух вокруг нас «Плавающий апельсин».
( Материалы: 2 апельсина, большая миска с водой).
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
А теперь вопросы для родителей:
1. Где содержится азот,
Водород и кислород,
Также углекислый газ,
И все это вокруг нас? (В воздухе.)
2. Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги? (Холодный воздух более тяжелый и поэтому всегда находится у пола).
3. Без чего невозможны процессы окисления? (Без воздуха.)
4. Я его поймаю носом,
А могу поймать насосом,
Поплыву на глубину –
Он не даст пойти ко дну.
(Воздух в надувной лодке или спасательном круге.)
5. В стихотворении А. С. Пушкина "Кавказ" есть такие слова: "Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне". Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями? (Нагретый у земли воздух поднимается на значительную высоту. Эти теплые потоки воздуха ударяются снизу в распростертые крылья птицы и поддерживают ее.)
Умничка: Поиграть пришла пора.
И у шариков воздушных
Есть для вас одна игра.
Игра «Воздушный шарик». Участвуют игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.
Любознайка: А теперь, дорогие зрители,
Фокусы увидеть не хотите ли?
Тогда не зевайте, не болтайте,
А за родителями наблюдайте.
Опыт первый «Яйцеглотатель». Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь.
Вывод: при горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.
Опыт второй. «Стакан – непроливайка». Положить открытку глянцевой стороной на стакан с водой. Придерживая открытку рукой, быстро перевернуть стакан и убрать руку: открытка будто приклеилась к стакану. Вывод: это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.
Итак, какой мы делаем вывод после всей невероятной игры?
Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
А теперь сюрпризный момент – мыльные пузыри в подарок!
Любознайка: Вот и закончилась игра.
Но мы надеемся, что с ней
Мы стали чуточку умней!