Анна Маличенко
Конспект занятия в подготовительной группе «Загадочный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: закрепить у детей понятие «воздух», его свойства и роль в жизни человека. Развивать экологическое мышление. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада с вами познакомиться поближе. И не только я. Посмотрите, сколько гостей сегодня в зале. Давайте, с ними тоже поздороваемся. (Приветствие детей).
Звоню в колокольчик.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались мы в тесный круг.
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнётся –
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Загадочный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Утро доброе начнётся.
А наше сегодняшнее доброе улыбчивое утро начнётся с приятного сюрприза, ребята. Мы получили звуковое (видео) письмо… Как вы думаете, откуда оно могло к нам прийти? Нет-нет-нет. Я и сама очень удивилась, когда его получила. С Марса!
Слышали вы про такую планету? Интересно?
(загружает диск) Мне тоже очень интересно о чём же марсиане нам пишут.
ТЕКСТ ПИСЬМА: Жители планеты Марс,
Очень-очень просят вас.
Рассказать о самом необыкновенном,
Дорогом для всех Землян.
Будем очень благодарны,
Мы, друзья, за это вам.
Воспитатель: О чём же мы можем рассказать, ребята? Что есть у нас на Земле такое необыкновенное, чего на Марсе нет? (выслушать ответы детей)
А мне пришла в голову вот какая мысль. А что, если мы с вами расскажем нашим инопланетным друзьям о том, без чего жизнь на нашей замечательной планете была бы не-воз-мож-на. Догадались о чём я говорю?
С нами рядом он сейчас,
Но невидим он для глаз.
Нужен он, чтобы дышать,
Кто готов его назвать?
Конечно, ребята, это Его Величество Господин ВОЗДУХ. (выставить символ на магнитную доску)
Воздух – это, конечно, самое необыкновенное, что есть на Земле. Нашей планете очень повезло, потому что она окружена воздушной оболочкой. Возможна была бы жизнь на Земле без воздуха?
Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку.
Давайте подумаем, что мы можем рассказать марсианам про это удивительное вещество- ВОЗДУХ. Что это? (это то, чем мы дышим)
Какой он? (предложить алгоритм)
- Можно ли увидеть воздух?
(Посмотрите направо, налево, вверх. Воздух – НЕВИДИМКА.)
- Имеет ли воздух запах?
- Какой же он на вкус?
Интересно, воздух мы не видим, не чувствуем. Так может, его и вовсе тут нет? Как же его показать друзьям марсианам? Я предлагаю попробовать его поймать. Сможем? Жду ваши предложения, как нам это сделать.
Я предлагаю взять целлофановые пакеты. Пока они плоские, в них ничего нет. Попробуем набрать в них воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с ними (стали объёмными, выпуклыми) Что в них находится?
(Дети набирают воздух в пакеты. Складывают в коробку.)
Посылка на Марс готова.
Ребята, а как вы думаете, воздух тяжелее или легче воды (выслушать детей)
Проверим?
Подходите к столу. Рассмотрите внимательно обрудование. Что здесь находится? Как с помощью этих предметов можно проверить наше предположение: что легче воздух или вода?
Мы будем выдыхать воздух через трубочку, погружённую в воду.
Что происходит? На поверхности воды появляются пузырьки воздуха. А это значит, что…. Воздух легче воды.
Это свойство воздуха человек использует, чтобы обезопасить себя во время пребывания на воде.
Догадались, о чём я говорю?
Какие спасательные средства на воде мы используем? Конечно, надувной спасательный круг, надувная лодка наполнены чем? Воздухом. Нужные вещи на воде? С ними ни за что в воде не утонешь.
А ещё что можно надуть воздухом? (мячи, шины автомобилей, шарики)
Вот так воздух помогает нам в жизни:
- спасает на воде (спасательный круг)
- позволяет передвигаться в пространстве (колёса автомобиля)
- украшает наши праздники (воздушные шары)
- помогает нам интересно проводить своё свободное время (мяч, мыльные пузыри)
Вы правильно уже сказали, что воздух нельзя рассмотреть, попробовать на вкус, но почувствовать его всё-таки можно. Кто догадался, о чём я говорю? (подсказка – веер) Конечно, мы можем почувствовать движение воздуха. В природе это свойство воздуха называется ветер.
Человек, используя это свойство воздуха, создал много полезных и интересных вещей. Кто может назвать их? (пылесос, фен, вентилятор, воздушный змей.)
А человек использует это свойство для того, чтобы освещать дома. Ветер крутит пропеллер ветряных станций, которые дают электричество. А парусники в море. Кто подгоняет их вперёд? Ну, конечно, ветер. Хотите посмотреть, как это происходит? Пожалуйста. Подходите к нашему искусственному морю. Пускаем кораблик. А где же нам взять ветер? Да-да, можно подуть на кораблик. Вот и поплыло наше судно к неизведанным берегам.
- Суши вёсла! Все корабли причаливают к берегу. (показать, что нужно поставить на поднос)
А я предлагаю сейчас немного отдохнуть и отправиться всем вместе на небольшую морскую прогулку. Каждый из вас будет капитаном своего корабля. Встаньте, где вам удобно, чтобы не мешать друг другу. Прогулка развлекательная, поэтому можно будет и потанцевать.
ФИЗМИНУТКА «БУГИ-ВУГИ» (Право руля! ….)
И ещё одно свойство воздуха использовал человек в давние времена для путешествий по воздуху. Не догадались, о чём это я говорю?
Давайте посмотрим, что происходит с воздухом, когда он нагревается. Для этого нам понадобятся 2 контейнера: с холодной и горячей водой; обыкновенная бутылка и воздушный шарик. Наденем шарик на горлышко бутылки и опускаем её в контейнер с горячей водой. Воздух в бутылке нагревается, расширяется и надувает шарик. Теперь опустим бутылку в холодную воду и посмотрим, что же будет происходить. (воздух охлаждается, сжимается и шарик сдувается) Почему?
Узнав про это свойство воздуха, люди изобрели воздушный шар. А какие вы знаете современные средства передвижения по воздуху?
Ну, надо же! (подойти к моделькам) Воздух-невидимка не имеет запаха, вкуса, цвета, но он так важен для жизни на земле. В чём же секрет? Для чего он нам нужен?
Вы уже говорили, что воздухом дышит всё живое. Но, к сожалению, во многих местах на земле. Особенно в больших городах воздух очень загрязнён. Как вы, ребята, думаете, почему?
Ответы сопровождать показом слайдов: транспорт сжигает огромное количество топлива, и выбрасывает в воздух вредные, ядовитые вещества; ядовитые, вредные вещества выбрасывают в атмосферу и некоторые предприятия: заводы, фабрики; загрязняют воздух и дым из печных труб домов, и лесные пожары, бытовой мусор, вырубка лесов. Загрязнение воздуха очень опасно! Почему? Потому что оно угрожает не только здоровью, но и всей жизни на нашей планете.
Если мы не будем беречь то, чем мы дышим, то в одночасье наша красивая зелёная планета может превратиться в безжизненное пространство без птиц в небе, без рыб в море, без деревьев и цветов.
-Что же надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; проветривать помещения, протирать пыль) Человек придумал виды транспорта, которые не загрязняют воздух- бестопливные. Сможете их назвать? (велосипед, самокат, надувная лодка, вёсельная)
Может, вы ребята слышали такую фразу «Чистый город начинается с тебя»?
Как вы думаете, что она означает? Что можем МЫ с вами делать, чтобы воздух на нашей планете становился чище? (не мусорить.)
А ещё у нас есть надёжные друзья, которые очищают воздух на нашей планете. Догадались, о чём я говорю? Друзья эти защищают нас в жару от солнечного зноя, в пасмурную погоду от дождя и ветра. Они украшают парки, сады, улицы. Делают воздух чище. Конечно, я говорю о растениях.
Где много зелени, там воздух… чище, свежее. Там легче дышится. И совсем нетрудно каждому из нас посадить и ухаживать за деревцем.
Итог. Воспитатель (указательный жест на магнитную доску) : как много интересной информации собрали о воздухе мы с вами!
А теперь ребята, давайте вспомним все, о чём мы говорили сегодня.
Ведь марсиане просили составить звуковое письмо.
Наши картинки-схемы будут вам помогать.
Выходим на связь. (слайд)
Кто хочет начать рассказ?
МАРСИАНИН: Жители планеты Марс,
Благодарят, ребята вас.
Про воздух раньше ничего мы не слыхали,
От вас же много интересного узнали.
Как на Земле чудесно жить!
Мы предлагаем вам планетами дружить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дружить согласны мы всегда.
Ведь я права, ребята?
ДЕТИ: Да!
МАРСИАНИН: Пора на Марс нам возвращаться.
Теперь по скайпу с вами будем мы общаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Наша встреча подошла к концу. Мне было очень приятно общаться с вами. А вам? Что больше всего понравилось, запомнилось, а может, удивило? Я уверенна, что вы сможете поделиться новой информацией со своими друзьями, родителями.
А я хочу напоследок порадовать вас. Где моя сюрпризная коробка?
Как вы думаете, что в ней? Подскажу, сюрприз связан с темой сегодняшней встречи- воздухом.