Наталья Родионова
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Уроки этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39»
Конспект
образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Уроки этикета»
подготовительная к школе группа
Выполнила:
воспитатель
Родионова Наталья Владимировна
Цель. Уточнение представлений детей о правилах этикета.
Публикация «Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе „Уроки этикета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Интеграция областей. «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».
Программные задачи.
Создать условия для систематизации знаний детей о правилах этикета.
Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.
Обеспечить развитие умения анализировать поступки персонажей на иллюстрациях; устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность).
Вызвать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета : быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Помочь получить эстетическое наслаждение, проявить эмоциональное состояние.
Коррекционные задачи.
Осуществлять развитие психических процессов (мышление, память, слуховое восприятие).
Формировать умение формулировать и объяснять свои высказывания и выводы в речи.
Содействовать развитию коррекции речи и движения.
Методическое обеспечение.
Мультимедийное оборудование. Аудиозапись мелодии «Музыка для души» (муз. Бондаренко, аудиозапись «Песенка друзей (музыка и слова ЛЮБАШИ). Лепестки разных цветов. Дидактические игры «Собери куклу», «Подбери пару». Карточки с загадками. Карточки красного и зеленого цвета. Фланелеграф. Две куклы (или рисованный вариант, одетые в аккуратную и не опрятную одежды. Образец цветка с веселой мимикой. Образцы цветов с не закрашенными лепестками.
Предварительная работа.
Чтение рассказов Носова «На горке», «Шурик у дедушки»; Осеева «Синие листья», «Волшебное слово»; Остер «Неправильные привычки».Общение на темы «Кто мой друг», «Идем в гости».Рассматривание иллюстраций «Новенькая», «Какая смелая».Дидактическая игра «Этикет для малышей».Тренинги «Добрые слова», «Мимика».
Ход занятия.
(Звучит спокойная расслабляющая музыка. Дети выполняют релаксационное упражнение «Цветы»)
Воспитатель. Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькие зерна, из которых вырастут красивые. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней зерна. Проснулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите руки и опустите. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, греется, нежится. Улыбнемся друг другу. Подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки вниз наклонились, листочки повисли. Ветер стих, опять выглянуло солнце…
Но смотрите, что случилось с нашим цветком? (обращает внимание на экран, слайд №1). Почему он грустный? (ответы детей). Да, ребята, подул сильный ветер, и лепестки цветка разлетелись. Посмотрите, эти лепестки у нас по всей группе.
Вот голубой лепесток, как он называется? (дети читают название на лепестке). Это лепесток вежливости, он предлагает нам назвать вежливые слова. Игра «Доскажи словечко».
- Растет даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь (добрый день).
- Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: (извините, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Воспитатель обращает внимание на слайд № 2
Воспитатель. Молодцы, и посмотрите, лепесток возвращается к цветку (слайд №3)
На ваш взгляд, от чего зависит сила «волшебных слов»? Поделюсь с вами одним секретом: сила «волшебных слов» зависит от того, как вы их скажите. Если вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаетесь, то будет успех, а если наоборот, резким тоном, отвернувшись в сторону, то хорошего результата не будет.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что около красного лепестка лежит игра «Хорошо или плохо», дети читают название лепестка, и выясняют, что это лепесток воспитанности.
Воспитатель. Итак, у нас лепесток воспитанности и просит определить хорошие и добрые поступки.
(дети выполняют задание из дидактической игры «Хорошо или плохо» : в игру вступают большие карты, где в центральном столбике изображены темы, предметы ситуаций, а слева и справа – варианты поведения детей; ребята должны определить каждую ситуацию, рассказать, что они наблюдают и выложить напротив на пустое место свою фишку-оценку поведения детей на картинке, объяснив свой выбор развернутыми ответами).
Воспитатель. Так кого же можно назвать воспитанным? (слайд №4).
Воспитанным человеком можно назвать того, кто всегда и везде ведет себя правильно. Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку (слайд №5)
Дети предлагают подойти к зеленому лепестку, читают его название: «Лепесток доброжелательности».
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень добрые и милые. Так давайте же сейчас проявим доброжелательное отношение друг к другу.
Под веселую музыку проводится психологический тренинг «Подари улыбку».
(детям предлагается встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова; по хлопку дети меняются парами).
Воспитатель. Уточним, так кто же у нас доброжелательный? (слайд № 6)
И этот лепесток возвращается к цветку (слайд №7).
Далее дети выполняют логоритмическое упражнение «Есть друзья, а для них, у друзей нет выходных» («Песенка друзей», слова и музыка ЛЮБАШИ)
Воспитатель. Поищем лепесток желтого цвета. Как же он называется? (дети читают). Это лепесток культуры. На лепестке задание: конкурс «Садимся за стол». Правила поведения за столом складывались веками и сейчас остались самые умные и удобные.
(В этом конкурсе ребятам предлагаются вопросы и варианты ответов. На столах лежат карточки, соответствующие вариантам ответов: красная – «А», зеленая – «Б». Каждый правильный ответ отмечается фишкой)
Ваше место за праздничным столом определяет:
А) Хозяйка Б) Вы сами
2. Кто приглашает гостей за стол, первым садится и начинает есть?
А) Почетный гость Б) Хозяйка
3. За столом мальчик прежде всего уделяет внимание тому, кто:
А) Сидит справа от него Б) Главному гостю
4. Вы садитесь за стол, берете красиво сложенную тарелку и:
А) Кладете ее на колени Б) Заправляете ее за воротник
5. Во время обеда вы:
А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе
Б) Будете стараться, чтобы кисти рук лежали на столе
6. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:
А) Теми приборами, которые лежат дальше от тарелки
Б) Приборами, ближними к тарелке
7. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили, что блюдо не совсем аппетитно:
А) немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край тарелки
Б) взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений
8. Должны ли гости, уходя благодарить хозяев:
А) Гости обязательно благодарят за гостеприимство
Б) Должны только в том случае, если им в гостях понравилось и у них хорошее настроение
(Воспитатель определяет результаты конкурса по количеству фишек)
Воспитатель обращает внимание на слайд № 8.
Воспитатель. Итак, и наш лепесток возвращается к цветку (слайд № 9).
Воспитатель. У меня в руках синий лепесток, читаем название лепестка (дети читают «Культура внешности»).
(На фланелеграфе или доске изображены две куклы. Одна аккуратная, другая – в грязной одежде)
Воспитатель. Посмотрите - это куклы Оля и Коля. Кто из них одет аккуратно, а кто нет? Объясните свой вариант? (ответы детей). Предлагаю вам выполнить практическое задание «Одень куклу».
( Дети за столом выполняют задание: из предложенных вариантов одежды, обуви, прически «одевают» куклы)
Воспитатель. Что делают человека нарядным? (ответы детей). Нарядными делают человека не дорогие вещи и украшения, а чистота и опрятность. И синий лепесток уже на месте (слайд №10).
Дети берут лепесток оранжевого цвета, читают название – «Лепесток привычек».
Воспитатель. Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому ведущий бросит мяч, тот называет привычку (слайд №11; ответы детей). Молодцы, дети, вы все привычки назвали правильно. И лепесток подлетает к цветку (слайд №12).
Воспитатель. А вот и последний лепесток. Он предлагает вам решить кроссворд и подскажет, о чем же мы сегодня говорим.
Вопросы:
1. На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит (алоэ).
2. Красивые цветочки расцвели в саду,
Запестрели красками, а осень на носу (астры).
3. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (василек).
4. Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым,
Алым петушком (мак).
5. У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерший, чуть живой (подснежник).
6. У нас ни пальцев нет, ни рук –
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся (ноготки).
Слайд №13. Дети из выделенных букв читают слово «этикет».
Воспитатель. Фиолетовый лепесток возвращается к цветку (слайд №14).
Воспитатель. Молодцы, дети, вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз ( ответы детей: человек должен быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным, с хорошими привычками).
Воспитатель. Правила этикета нам нужны для того, чтобы общаться друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к нам внимательно, с уважением. Только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надежные друзья.
Воспитатель. Дети, смотрите, наш цветок повеселел (показывает образец цветка с веселой мимикой). Он дарит вам свой портрет, а лепесточки вы закрасите дома и расскажете родителям правила этикета.
Используемая литература.
Баринова Е. Уроки вежливости и доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. -Ростов – на – Дону, Феликс, 2013.
Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей. - Волгоград, Корифей, 2006.
Шалаева Г. П. Правила поведения для воспитанных детей. - Москва, Слово-АСТ-Полиграфиздат, 2012.