Кириллова Тамара
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Всё о твоих правах, маленький гражданин» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по социально-коммуникативному развитию
«Всё о твоих правах, маленький гражданин»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Дать знания о правах и обязанностях каждого человека.
Публикация «Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию „Всё о твоих правах, маленький гражданин“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Оборудование: презентация.
Словарная работа: гражданин, конституция.
Ход ОД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Я расскажу сегодня о правах и обязанностях каждого человека. Что это такое, вы и узнаете из нашего занятия.
Мы все родились и живём в большой и могучей стране России. Россия – большое государство. Люди, родившиеся и проживающие в ней, называются гражданами. У всех граждан – и у взрослых, и у детей – одинаковые права.
Наша с вами Родина очень красива. Она богата реками и озёрами, лесами и полями, горами и равнинами. В России живут самые разные люди - со своими обычаями и традициями. Но всех их объединяет одно - любовь к Родине.
И страна заботится о своих гражданах, как ваши родители любят и берегут вас.
Каждый россиянин от рождения – с того самого момента, как только появился на свет, - обладает равными свободами и правами, и не важно, кто он по национальности, богатый или бедный, мальчик или девочка.
2. Беседа о правах и обязанностях человека в России.
Давайте внимательно рассмотрим картинку. Машинист поезда может проехать только тогда, когда загорится зелёный свет на семафоре (так называется железнодорожный светофор). В это время управляющий шлагбаумом закрывает проезд автомобилям, чтобы не произошло аварии. Посмотрите, дети на картинке играют дружно и не ссорятся, потому что договорились между собой. Они придумали такие правила игры: зажёгся зелёный свет – можно ехать, опустился шлагбаум ехать нельзя.
Как видите, дети играют на равных правах – каждый имеет право играть. Только играть надо по правилам, о которых ты договорился с товарищем. Тогда вы не поссоритесь.
Перед вами другая картинка. Рассмотрите её.
- Скажите, какое правило поведения выполнил мальчик в автобусе? (Ответы детей: уступай место старшим).
- Почему он так поступил? (Ответы детей: мальчик знает правила поведения).
- Как можно назвать этого мальчика? (Ответы детей: хороший, вежливый, добрый, послушный).
Вот картинка семьи. Все члены семьи имеют равные права на отдых. Бабушке нравится вязать, и никто не может запретить ей заниматься любимым делом. Дети любят играть, и они также свободны в своём выборе. Папа и мама устали на работе и имеют право отдохнуть так, как им нравится.
А вот другая семья собралась отдохнуть.
- Что вы скажете об отдыхе этой семьи? (Ответы детей: дедушка и папа играют в шахматы, мама пьёт чай, а дети играют).
- Расскажите, как ведут себя дети? (Ответы детей: шумно).
- Как вы думаете, они нарушают право взрослых на отдых? (Ответы детей: нарушают).
- Почему в этой семье происходит нарушение права взрослых на отдых? (Ответы детей: в семье не договорились между собой – не выработали правил поведения в семье).
У всех взрослых есть работа.
- Расскажите, кем работают ваши папы и мамы?
- Знаете ли вы, какая профессия была у ваших бабушек и дедушек?
В нашей стране каждый человек имеет право работать. Рассмотрите на картинке представителей разных профессий и предметы, владельцами которых являются люди этих профессий. Расскажите, кому что для работы нужно?
Однако не только у взрослых есть работа. У маленьких детей тоже есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
- Посмотрите на картинку и скажите, про какие обязанности забыл мальчик? (Ответы детей: убирать вещи на свои места).
- Как бы вы поступили на месте мальчика? (Ответы детей: все вещи положили на свои места).
- Рассмотрите следующую картинку. Помогите мальчику выполнить его работу: разложить вещи по местам так, чтобы его маме после работы не пришлось работать опять – убирать вещи сына.
Пока вы ещё маленькие, ваша работа заключается в том, чтобы убирать свои игрушки и помогать по дому. А когда вы вырастите, то будете работать так же, как и все взрослые люди.
- Расскажите, кем вы хотите стать? (Ответы детей: космонавтом, врачом, учителем, шофёром).
Для того чтобы получить одну из этих профессий, надо долго и хорошо учиться. В нашей стране у каждого человека есть такое право – право на учёбу. Когда вы подрастёте, родители отведут вас в школу, где вы будете изучать историю, математику, биологию и другие интересные предметы. И никто не имеет права запретить вам учиться в школе, потом в училище, колледже, академии или университете.
А ещё у всех граждан есть право на лечение.
- Расскажите, что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей: мама измеряет температуру, вызывает врача, даёт таблетки и микстуру).
Правильно, мама вызывает врача. К вам домой приходит доктор и прописывает лекарства. Вы их принимаете, а потом вместе с мамой или папой идёте в поликлинику, где добрый доктор осматривает вас и, если вы выздоровели, выписывает вас, даёт справку в детский сад. И никто не имеет права запретить вам обращаться к врачу.
- Знаете ли вы, чем дышат люди, животные и растения? (Ответы детей: воздухом).
- А знаете ли вы, что воздух бывает грязным? (Ответы детей: его загрязняют автомобили, вредный дым заводов и фабрик).
- Как вы думаете, что происходит с людьми, животными и растениями, если они дышат грязным воздухом? (Ответы детей: все начинают болеть).
Вы должны знать, что каждый человек (и вы в том числе) имеет право на экологически чистый воздух и природу, которую все мы обязаны бережно сохранять.
Рассмотрите картинку и назовите всё, что вредит лесу и реке?
Все права и свободы, о которых вы уже знаете, предоставлены и вам, и вашим родителям, и всему российскому народу нашим государством. Взрослые и дети, живущие в России, называют свою страну Родиной, Отечеством.
А кто же защищает Родину, в которой мы живём? Конечно же, мы, её жители. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина России.
Посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?
3. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Итог.
Наше занятие подошло к концу. А о самом важном я ещё не сказала. Слышали ли вы когда-нибудь слово «конституция»? И знаете ли вы, что оно обозначает?
Конституция – это самый главный закон страны. Это целая книга, в которой написано обо всём, что должно быть в государстве.
Очень давно граждане России договорились соблюдать Основной Закон, чтобы жить в мире. Об этом так и сказано в самом начале Конституции Российской Федерации (так официально называется наша страна).
Когда каждому из вас исполнится 18 лет, вы сможете самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объёме.
Для того чтобы все люди в нашей стране соблюдали Конституцию, один раз в 4 года граждане России избирают руководителя страны.
- Как называют руководителя страны? (Ответы детей: президент).
- Кто сегодня является Президентом России? (Ответы детей: В. В. Путин).
В нашей стране Президентом может стать любой гражданин России. В том числе и каждый из вас. Для этого нужно хорошо учиться, заниматься спортом, быть добрым и заботливым.