Болотников Сергей
Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
"ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс
Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.
Оборудование: образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
- Где применяется древесина?
- Как определить возраст дерева?
- Что называют текстурой древесины?
2. Сообщение темы и цели урока.
Публикация «Конспект урока технологии „Виды пиломатериалов“ в 5 классе» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
II. Изложение программного материала.
Иллюстративный рассказ.
Учитель. Пиломатериал получают при продольном распиливании ствола дерева. Распиливание древесины производится лесопильными рамами. Кто из вас знаком с принципом работы лесопильных рам?
Лесопильная рама - это машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступающее движение.
- Какие пиломатериалы получают при распиливании ствола? {Предполагаемые ответы учащихся
Учитель демонстрирует виды пиломатериалов {см. Приложения, рис. 9):
брус - длинный кусок дерева, обычно прямоугольного или кругового сечения (толщина и ширина не менее 100 мм);
бруски - (толщина и ширина менее 100 мм);
доски - плоские с обеих сторон куски дерева небольшой толщины, выпиленные из бревна (толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина);
пластины - плоские полосы какого-либо твердого или упругого материала с гладкой поверхностью (бревно распилено пополам);
четвертина - четвертая часть бревна, распиленного вдоль накрест (по двум взаимно перпендикулярным диаметрам, то есть бревно распилено на 4 части);
горбыль - крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распилке бревен (выпиленная боковая часть древесины).
Учитель показывает учащимся основные элементы пиломатериала:
- пласть;
- ребро;
- торец.
Давайте рассмотрим древесные материалы, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.
1) Фанеру получают путем наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.
Получают шпон на лущильном станке. {См. Приложения, рис. 10.)
Лущильный станок служит для получения тонкой поперечной стружки (шпона) из коротких бревен. Режущий инструмент в станке - нож, срезающий по всей длине вращающегося чурака слой древесины в виде непрерывной ленты. Полученные листы шпона режут на квадраты, намазывают клеем и склеивают под прессом. Изготавливается фанера толщиной от 2 до 20 мм.
Основными свойствами фанеры являются:
- прочнее древесины;
- не рассыпается;
- на растрескивается;
- хорошо гнется;
- хорошо обрабатывается.
Область применения фанеры очень широкая:
- в строительстве;
- при изготовлении мебели;
- в машиностроении;
- в авиастроении.
Шпон широко используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.
2) Древесно-стружечные плиты (ДСП) тоже предполагают определенной технологии их получения. Для изготовления ДСП используются в основном измельченные отходы древесины, которые склеиваются путем прессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм.
Основные свойства ДСП:
- почти не коробятся;
- хорошо обрабатываются.
Область применения ДСП обширна:
- изготовление мебели;
- монтаж перегородок, стен, полов и др.
Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.
3) Древесно-волокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельченной древесной массы.
Выделяют следующие основные свойства ДВП:
- приятный серый цвет;
- ровная гладкая поверхность;
- хорошо гнется.
Применяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей и др.
Недостатком всех древесных материалов является то, что они боятся влаги, и под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
Найти в образцах пиломатериалов основные элементы.
Измерить толщину фанеры и количество слоев.
3. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
IV. Итог урока.
Оценка результатов практической работы.