Горинова Дарья
Конспект урока для 8 класса «Виды мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока «Виды мышления»
Тип урока – Комбинированный
Цели :
Образовательная: Ознакомление учеников с видами мышления;
Развивающая: Развитие умений анализировать информацию;
Воспитательная: Формирование психологической культуры обучающихся.
Использование ТСО и наглядности: интерактивная доска, наглядный материал – бланки.
Домашнее задание: Упражнения на развитие словесно-логического мышления
Краткий план урока
1 этап. Организационный момент – 2 минуты;
Публикация «Конспект урока для 8 класса „Виды мышления“» размещена в разделах
2 этап. Повторение ранее изученного материала – 1 минуты;
3 этап. Изложение материала по уроку с элементами беседы – 27 минут;
4 этап. Выполнение практической работы – 14 минут;
5 этап. Домашнее задание – 1 минута.
Список использованных источников
1. Поярова,Т. А. Психология индивидуальных различий / Т. А. Поярова – Вологда: Русь, 2001г. – 97 с.
2. Носова, Н. В. Общая психология (познавательные процессы) : Практикум / Н. В. Носова, Т. А Поярова, И. В. Фокина, Е. В. Щеголева, О. Н. Щепелина. – Вологда: ВГПУ, изд-во, 2010. – 83 с.
Подробный конспект урока
Этап урока Содержание урока Примечания
I
(1-ый слайд см. в приложении)
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем изучать тему: «Виды мышления».
(2-ой слайд см. в приложении)
Сейчас рассмотрим наш план урока.
Сначала мы повторим раннее изученный материал. Затем сделаем обзор классификации видов мышления и подробно изучим 2-е классификации видов мышления.
Запишите число и тему урока.
Запишите план урока.
II (3-ий слайд см. в приложении (1)
Давайте вспомним с прошлого урока определение мышления.
(3-ый слайд см в приложении (2)
Вы правильно ответили, мышление – обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности.
Как вы поняли с прошлого урока, что такое мышление?
Запишите определение те, кого не было на прошлом уроке.
III
(4-ый слайд см. в приложении)
На слайде представлена классификация видов мышления. Тем, кому не видно, мы дадим классификацию в распечатанном виде.
Как вы видите, существует множество классификаций видов мышления. Сейчас мы рассмотрим две классификации : по форме и по характеру протекания интуитивных процессов. По первой классификации, которую мы рассмотрим выделяют три вида мышления : 1-ое наглядно-действенное, 2-ое наглядно-образное и 3-е абстрактно-логическое. По второй классификации, которую нам предстоит рассмотреть выделяют два вида мышления : аналитическое и интуитивное.
(5 -й слайд см. в приложении)
Рассмотрим первую классификацию видов мышления : по форме.
Данную классификацию разработал Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ. В ней выделяют 3 вида мышления, которые мы подробно разберем: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
(6-ой слайд см. в приложении)
Наглядно-действенное мышление.
Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-дейстственный вид мышления, который позволяет успешно осуществлять практическую деятельность. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника, автослесаря.
(7-ой слайд см. в приложении)
Рассмотрим следующий вид, наглядно-образное мышление.
Это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Например: наглядно-образное мышление необходимо людям с творческими профессиями: художникам, музыкантам. А так же люди с таким видом мышления способны решать, сложные задачи в уме.
(8-ой слайд см. в приложении)
Словесно-логическое мышление.
Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных связей.
Данный вид мышления, характерен использование понятий, логических конструкций он протекает в умственном плане. Он функционирует на базе языков средств и является собой самый поздний этап исторического мышления.
Например: простейшая игра, которая развивает словесно-логическое мышление «На что похоже облако?»
Каждый из нас видит определенную фигуру, которую ассоциирует с определенным образом.
(9-й слайд см. в приложении)
Теперь перейдём к изучению второй классификации типов мышления : по характеру протекания познавательных процессов. Так как в практической части урока мы будем определять уровень развития аналитического мышления.
В этой классификации выделяют два вида мышления : аналитическое и интуитивное.
(10-й слайд см. в приложении)
Рассмотрим интуитивный вид мышления в данной классификации.
Интуитивное мышление совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона.
Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции.
Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Например: человека рассуждает: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — такого человека называют человеком с интуитивным мышлением.
(11-й слайд см. в приложении)
Разберем аналитический вид мышление.
Аналитическое мышление протекает путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему. Аналитическое мышление - способность человека логически анализировать информацию и принимать решение.
Если сказать своими словами, то это способность анализировать данные и приходить к какому-то мнению, на основе этих данных.
Приведем вам несколько примеров.
Например: увидев человека в очках, у многие пришли к выводу, что это умный и начитанный человек.
Или, например, «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез». Из этого предложения мы можем подумать, что событие происходит в светлое время суток (т. к. ночью нет солнца) или вероятно, на улице неплохая погода.
Ребята, мы рассмотрели две классификации видов мышления, давайте подведём итог пройденного сегодня нами материала?
Запишите в тетради данную классификацию.
Запишем определение, которое на экране. Наглядно-действенного мышление-вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Как вы поняли данный вид мышления? Приведите свои примеры.
Запишем определение.
Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Как вы поняли данный вид мышления? Приведите свои примеры.
Запишем определение.
Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных связей.
Как вы поняли данный вид мышления? Приведите свои примеры.
Запишите в тетради данную классификацию.
Запишите определение интуитивного мышления.
Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции.
Запишите определение аналитического мышления в тетради.
Аналитическое мышление - способность человека логически анализировать информацию и принимать решение.
Ребята, приведите, теперь вы, примеры аналитического мышления.
Какой вид мышления вам запомнился больше и почему?
IV
(см. приложение 1.1; 1.2)
Ребята, мы переходим к практической части урока.
С помощью методики «Исследование аналитического мышления», которая вам предложена, мы будем определять уровень развития аналитического мышления.
Ребята, вам выданы бланки, не переворачивайте их.
По истечении 7 минут мы даем команду: «Стоп! Решение прекратить!»
Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!»
(см. приложение 1.3)
Ребята, 7 минут прошло, сейчас мы будем проводить обработку результатов.
Вы видите, на интерактивной доске ключ для обработки результатов задания.
Если, вы, записали в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.
Если вы решили 14 - 15 рядов, то уровень вашего аналитического мышления очень высокий или отличный;
Если вы решили 11 – 13 рядов, то уровень высокий или хороший;
Если вы решили 8 – 10 рядов, то уровень аналитического мышления средний иди удовлетворительный;
Если вы решили 7 - 6 рядов, то уровень аналитического мышления низкий или плохой;
Если вы решили 5 и менее, то уровень аналитического мышления очень низкий или очень плохой.
Ребята, у каждого разный уровень аналитического развития: у кого-то высокий уровень, а у кого-то низкий. В этом нет ничего плохого.
Развивать аналитический тип мышления вам помогут следующее упражнения:
1)Нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам;
2) Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы, загадки, головоломки;
3) Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума. Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
Подсчитайте количество правильно решенных рядов.
V
(см. приложение 2.1)
Ребята, наш урок подходит к концу.
Домашнее задание будет отправлено вам на электронную почту.
Спасибо за урок! Урок закончен!
Вам необходимо выполнить домашнее задание письменно.
Приложение:
1.1 (бланк лицевой стороной вниз положен) :
«Исследование аналитического мышления»
(Н. В. Носова, Т. А Поярова, И. В. Фокина, Е. В. Щеголева)
1.2 (лицевая сторона бланка) :
№ п\п Числовые ряды
1. 2 4 6 8 10 12 14 … …
2. 6 9 12 15 18 21 24 … …
3. 3 6 12 24 48 96 192 … …
4. 4 5 8 9 12 13 16 … …
5. 22 19 17 14 12 9 7 … …
6. 39 38 36 33 29 24 18 … …
7. 16 8 4 2 1 1/2 1/4 … …
8. 1 4 9 16 25 36 49 … …
9. 21 18 16 15 12 10 9 … …
10. 3 6 8 16 18 36 38 … …
11. 12 7 10 5 8 3 6 … …
12. 2 6 9 27 30 90 93 … …
13. 8 16 9 18 11 22 15 … …
14. 7 21 18 6 18 15 5 … …
15. 10 6 9 18 14 17 34 … …
1.3 (Ключ для обработки результатов задания «Числовые ряды»)
2.1 (домашнее задание) :
Домашнее задание направленно на развитие словесно-логического мышления. На следующем уроке мы с вами разберем это домашнее задание, и вы объясните почему вы выбрали то или иное слово.
Главное и второстепенное.
Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.
Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы