Людмила Михайловна Островская
Методическая разработка урока технологии в 5 классе «Текстильные материалы и их свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок технологии 5 класс
Тема: «Текстильные материалы
и их свойства»
Тип урока : Открытие новых знаний (ОНЗ).
Цель - Сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения;
Задачи:
Обучающие: - Ознакомить учащихся с понятием «Свойства тканей» и способами их определения, расширить кругозор учащихся.
Публикация «Методическая разработка урока технологии в 5 классе „Текстильные материалы и их свойства“» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: - Способствовать формированию и развитию самостоятельности, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;
- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств в условиях групповой работы.
Воспитывающие: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.
Планируемый результат:
Предметные умения
-Понимание понятия свойства тканей,
-понимание сформированности свойств тканей по группам
- умение определять свойства тканей самостоятельно с опорой на инструкционную карту
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.
Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; выделение необходимого результата исследовательской деятельности; построение речевых высказываний в устной форме.
Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
Методы и формы работы
Методы : беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной исследовательской деятельности в группах.
Формы :Фронтальная, групповая.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы тканей, нитки, ножницы, английские булавки, игольницы, ручные иглы, утюг, гладильная доска, колбы с водой.
Организация класса. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
Цель:
-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность
-Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у столов красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
-Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке.
- Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку?
- Любите ли вы загадки, легко ли вы их отгадываете? Сейчас проверим.
1. Широка да тонка
Надувает бока,
Весь день на мне ездит,
Не слезая сидит,
А ночь придёт-
Свернётся и спит. /рубашка/
2. Если станет холодать,
Меня надо надевать.
Лишь усядусь на макушку-
Не замёрзнут ваши ушки! /шапка\
3. Одень меня на голову
Или одень на шею.
Везде смотрюсь я хорошо,
И украшая грею /платок/
4. Носят девчёнки,
Носят мальчишки
В жаркое время
Штаны – коротышки. /шорты/
5. От холода и снега
Согреет, где б ты не был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты? \шубку/
- Как одним словом можно назвать все отгадки? /одежда/
- Из чего шьют одежду? /ткани/
II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока (7 мин)
Цель:
1. Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.
2. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.
- Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
- Вспомните, о каких текстильных волокнах вы узнали на уроках?
- Вспомните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.
- Перед вами на парте лежат образцы тканей. Определите, какая ткань хлопчатобумажная, а какая льняная?
- Молодцы!
- Вы любите красиво одеваться?
- Одежда, которую вы носите должна быть какой?
- А какой должна быть одежда для школьника?
- Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё)
-Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами.
И мы должны знать об этих свойствах, чтобы правильно подобрать ткань для определенной модели.
- Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани?
- Какой будет тема урока? (Свойства тканей)
-Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени.
- А есть ли у вас желание изучить, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани?
-Какую поставим цель?
- Цель урока :
Познакомиться и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей?
-Попробуйте предположить.
III. Открытие нового знания. (7 мин)
Цель:
Формирование представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы.
• Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.
• Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, вида переплетения и особенностей отделки.
• Все свойства тканей можно разделить на три группы.
Механические свойства :
- Прочность – способность ткани противостоять разрыву. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи.
- Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости волокон.
- Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Ткани проявляют эти свойства при воздействии внешних сил.
- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т. д.)
Гигиенические (физические) свойства тканей
-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)
- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.
- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Например, зимняя одежда должна
защищать от холодного воздуха, а летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко.
- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность
ткани, тем теплее одежда.
Технологические свойства тканей – свойства, проявляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.
Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.
- Усадка
Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали?
– это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке.
• И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.
• Но проявляют эти свойства ткани в различной степени.
-Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани.
-Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила:
1. Выбрать организатора группы.
4. Все члены группы равны.
5. Все должны проявлять активность в работе.
6. Нести ответственность за результат работы.
- После проверки работы вам необходимо заполнить оценочный лист.
Ф. И.
Самооценка
Оценка группы
Оценка учителя
Итоговая
-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты.
- Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Свойства
Хлопчатобумажная ткань
Льняная ткань
Механические:
- прочность
-сминаемость
- драпируемость
Гигиенические:
- гигроскопичность
- теплозащитность
- воздухопроницаемость
Технологические :
- осыпаемость нитей
- усадка
-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
- Для того чтобы проверить Усадку, я проведу опыт сама
- Беру лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитываю образцы водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга.
- Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см).
- Делаем вывод: усадка значительная.
Воздухопроницаемость мы на уроке проверить не сможем, для этого нужно специальное оборудование, поэтому запишем готовые результаты.
Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.
VI.
Обобщение и систематизация знаний
(4 мин)
Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).
Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цель:
- зафиксировать новое содержание урока,
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
«ДЕРЕВО УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ»
По окончании урока дети прикрепляют листья, цветы, плоды на дереве:
Плоды – урок прошёл полезно, познавательно;
Цветок – урок прошёл неплохо;
Листок зелёный- уроком не совсем удовлетворён
Жёлтый- урок не понравился, было скучно.