Елена Илюхина
Конспект урока в 4 классе «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 4
Предметная область: математика, УМК «Школа России»
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число».
Цель: формировать у учащихся умения овладеть приёмами умножения многозначных, оканчивающихся нулями на однозначное число.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Темочки:
- Математика. Умножение. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока : ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М. И. Моро «Математика» 4 класс, часть1, А. Г. Асмолов «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты».
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)
1. Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/
Цель:
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Учитель предлагает занять свои рабочие места.
- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?
Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.
Девиз нашего урока :
«С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
Не будем терять времени. (Слайд 2)
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
Хором дополняют реплику учителя.
Руки вверх-
Пришли учиться,
Руки вниз-
А не лениться.
Сели, встали дружно вместе,
Покружились все на месте.
Пусть вопрос бывает труден –
Огорчаться мы не будем.
Сами мы ответ найдём!
К цели мы своей придём!
Активным на уроке будь,
И легче станет школьный путь!
- Видеть вас мы очень рады
Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т. д.
Садятся за парты.
Объясняют смысл высказывания.
Личностные УУД:
самоопределение
2. Актуализация знаний.
/5 мин. /
Цель:
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. Ведёт подводящий диалог.
(Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить.
-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение?
-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
1) 6•9= 54 2) 26•3 3) 139•0
4) 264•10 5) 92• 100 6) 24000*3
(По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3) Участвуют в диалоге.
- Можно посчитать треугольники.
- Можно выявить закономерность.
1) табличное умножение
2) внетабличное умножение
(разбиваем на разрядные слагаемые)
3) умножение на нуль
4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10
5) приём умножения на 100
6) затрудняются Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические;
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
/5 мин/
Цель:
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. 1. Ведёт побуждающий диалог.
- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике?
Побуждает к осознанию типа и темы урока.
- Какой у нас сегодня тип урока.
- Какие новые знания мы будем сегодня открывать? Посмотрите на экран, что вы можете рассказать о числе 24000?
А второе число?
Какие действия мы должны научиться с ними выполнять?
Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
Цель мы с вами поставили.
А какой следующий учебный шаг?
Что мы должны знать, чтобы научиться умножать многозначное число, оканчивающееся нулями на однозначное.
Какое умение мы должны сформировать?
Когда научимся применять новое знание при решении примеров, задач и уравнений, что мы должны сделать, чтобы убедиться в том, что мы всё поняли?
- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.
Я предлагаю вам план. Вы согласны с ним?
2. Стимулирует к деятельности.
Предлагает два варианта:
Я предлагаю два варианта решения этой проблемы.
- Первый: Сама покажу вам приём умножения.
Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему?
Участвуют в диалоге.
- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями)
- Открытие новых знаний.
Формулируют тему урока.
- Пятизначное. Многозначное. Чётное. Оканчивается на нули.
- Это однозначное.
- Умножать.
-Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число.
-Научиться умножать многозначное число, оканчивающееся нулями на однозначное.
Мы должны составить план.
Знать правило.
Применять новое знание при решении примеров, задач и уравнений.
Поработать самостоятельно.
Читают и соглашаются.
Дети предпочитают «открывать» новое знание сами.
Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
4 «Открытие» детьми нового знания.
/9 мин. /
Цель:
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. 1. Организует деятельность.
- У кого есть предположения, как можно произвести вычисление?
Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
- Какое правило применили? (Слайд 5)
Как быстрее можно устно вычислить это произведение?
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать
2. Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его.
- Как мы можем проверить правильность наших рассуждений?
Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как на эталоне.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания.
- Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? (Слайд № 7)
- Сейчас вы объясните мне приём умножения.
- У кого другая запись?
4. Организует работу по составлению алгоритма умножения.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
Работать и обсуждать будете в парах.
Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8)
Выдвигают гипотезы:
- устно
- на калькуляторе
- столбиком.
-Нет.
Объясняют приём умножения.
24000*3=(20000+4000)*3=20000*3+4000*3=60000+12000=72000
Умножение суммы на число.
24000*3
24тыс. *3=72тыс.
- Не всегда.
- Решение столбиком.
Пытаются решить пример самостоятельно.
По эталону.
Называют произведение в треугольнике.
Объясняют приём умножения.
- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится в первом множителе.
- Пошаговое выполнение действий.
Одна пара зачитывает.
1. Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2. Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3. К полученному результату приписываю нули.
4. Читаю ответ.
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;
5. Первичное закрепление с проговарива-
нием.
/5 мин. /
Цель:
Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. 1. Организует работу по закреплению нового знания.
Фронтальная работа с проговариванием вслух.
Вернёмся к плану.
- Применяем знание при решении примеров. Открываем учебник на странице 79 №350.
Все ли выражения помогут нам закрепить полученные знания? Какие из них далеки от темы? Почему?
Решаем три примера верхней строчки. Те, кто уверен в себе, можете работать самостоятельно и решить нижние выражения.
В них нет многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
Три ученика работают у доски, остальные в тетради.
420*8 4700*5 30700*9
Проверка по эталону.
Выполняют задание.
380*9 8400*7 69000*4
- В учебнике.
Проверка по готовым ответам в учебнике.
Работают с ноутбуками. КоммуникативныеУУД:
Умение выражать свои мысли;
Регулятивные УУД:
Овладение алгоритмом умножения;
Регулятивные УУД:
Прогнозирование;
Самоконтроль;
Коррекция;
Коммуникативные УУД:
Учебное сотрудничество;
6.
. Физминутка
1 мин Музыкальная пауза
7.
8. Включение нового в систему знаний и повторения.
/7 мин. /
Цель:
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- применение нового способа действия;
- создание ситуации успеха.
Самоконтроль с проверкой по эталону.
/3 мин. /
Цель:
-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
1. Вернёмся к плану.
Что мы теперь делаем?
Задача № 351 на с. 79
- Что надо вспомнитьпрежде, чем работать с задачей?
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
- Как удобнее записать условие задачи?
- Правильно.
/В ходе работы составляется схема/ (Слайд 14
___
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Решаем самостоятельно.
Проверка правильности решения.
Где мы ещё должны применить новое знание?
Что сначала надо вспомнить?
Работа с алгоритмом.
Решение уравнения.
2. Организует индивидуальную работу с последующей проверкой по эталону.
1. Внимание на экран. (Слайд 10) Перед вами 4 задания.
- Какое из них далеко от темы нашего урока?
А) 73600•3 6 3240• 5
Б) 6 895+ 72 456 + 658
В) 3400 • 6 + 2 900 • 3
Г) х+500= 4300•3
Осталось 3 задания.
- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его
Посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. (слайд 11-13)
Работа в парах с ноутбуками.
Применяем знание при решении задач.
Алгоритм решения задачи.
Решают самостоятельно.
При решении уравнений.
Алгоритм решения уравнений.
Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их.
А – выполнить умножение столбиком
В - вспомнить порядок действий и вычислить.
Г - решить уравнение.
Выбирают и выполняют зада
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение и поиск необходимой информации;
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;
-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка.
9. Рефлексия учебной деятельности.
/ 3 мин. /
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности;
- Осознание метода построения границ применения нового знания. Благодарит ребят за работу.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постаралась.
Вам понравилось, друзья?
- Вспомните девиз нашего урока.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
- Какая тема нашего урока?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Чему новому научились?
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я…
Я выполнял задания…
Я работал…
Я расскажу родителям…
После урока математики у меня … настроение
- Достигли мы успеха?
На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание.
Давайте поспешим, друзья.
Записать задания.
А дома…
Приложить прошу
Максимум старания. (Слайд 15)
Проводит инструктаж домашнего задания.
С 350 и №352 № 79 – обязательные для всех для всех.
№ 356 – предлагаю тем, кто не боится трудностей.
Оценивание работы учащихся
- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.
- Почему ты так считаешь?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки –
Всем спасибо за урок. (Слайд 16)
Проговаривают девиз урока.
Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока.
- Умножение многозначного чисел, оканчивающего нулями на однозначное число.
- Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
-Достигли.
Записывают задание в дневники.
Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.
Высказывают своё мнение.
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;
Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1. Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
2. Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметны
1. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1. Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками