Елена Хамуева
Конспект урока с презентацией «Звук и буква Б, б»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква Б, б.
Тип урока : комбинированный урок повторения и изучения нового материала, с применением слайдовой презентации.
Цель: Познакомить детей с буквенным обозначением звука «б», тренировать в чтении прямых слогов, односложных слов с буквой б.
, тренировать в чтении
Задачи: 1) образовательные:
- формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;
Публикация «Конспект урока с презентацией „Звук и буква Б, б“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
-закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;
2) по развитию речи:
- формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
3) коррекционно-развивающие задачи:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;
-формирование номинативной функции речи;
-развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).
4) Воспитательные задачи:
-воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.
Организация образовательного пространства
Раздаточный материал:
Карточки для определения правильно написанной буквы б, индивидуальная касса букв, палочки, блокноты для печатания; цветные карандаши.
Технологии:
проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Формы работы:
Фронтальная, индивидуальная
Ход урока
№ Этап урока Деятельность
учащихся Деятельность учителя Методический комментарий
I. Организационный момент
Создание благоприятной обстановки, положительного настроя
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели. (Слайд 1)
-Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
II. Подготовительная работа
Работа по подготовке речевого аппарата для правильного звукопроизношения
Выполняют упражнения.
-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;
-Губы в трубочку, в ниточку.
-Язычком помоем зубки.
- Погоняем шарик из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
А теперь скажите, как девочка укачивает куклу? (А-а-а);
-как пыхтит каша? _П-п-п-п);
-как рычит собака? (Р-р-р);
- вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)
- песенку водички; (С-с-с-с)
- как поют комарики? (З-з-з);
-как жужжит жук? (Ж-ж-ж)
III. Актуализация полученных знаний.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовить к восприятию нового. Отвечают на вопросы.
Ученики называют буквы, один ученик выставляет названные буквы к доске. - Что мы сейчас произносили?
- Что такое звук?
- Что такое буква?
- Посмотрите внимательно на рисунок. Догадайтесь, какие буквы спрятались в рисунке? Назовите их. (Слайд № 2)
Упражнение на зрительное восприятие
Ученики слушают задания, отвечают на вопросы
Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.
Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.
- Звук и буквы «ш, ж».
Согласные, шипящие, всегда твердые.
- Гласная и, мы знаем секрет русского языка, что слоги ши-жи пишутся с буквами и.
Хором повторяют правило.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И. - Назовите еще раз буквы, выставленные у доски.
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Назовите гласные звуки этих букв.
- Почему эти звуки называются гласными?
- Пропоем гласные звуки.
- Назовите согласные звуки.
- Дайте характеристику согласным звукам?
- С какими звуками и буквами мы работали на прошлых уроках?
Дайте характеристику этим звукам? (согласные, шипящие, всегда твердые)
- Какие гласные дружат с этими буквами из тех, которые вы здесь видите? (ы, и) Слайд № 3
- Назовите правило.
2. Проверка домашнего задания. Ученики фиксируют внимание на слоговой таблице.
- Чтение слогов с буквами ш, ж. (Ученики 2 и 3 группы)
а) – Прочитаем слоги с этими буквами.
Речевая гимнастика Слайд № 4
б) Прочитайте слова. Прочитать слова на слайде и найти слово «лыжи». Кто первый это сделает… (Слайд № 5)
(Слова закрываются.) Вспомните, какое слово вы прочитали после слова «лыжи».
Это специальное упражнение по развитию техники чтения.
Такое задание побуждает учащихся дочитать все слова
- Домашний рассказ называется «Хороша зима.»
Чтение рассказа по абзацам.
Ответы на вопросы учителя. 3. Чтение домашнего текста
– Как называется рассказ, который вы читали дома?
- Как звали детей?
- Чем они занимались?
- Почему рассказ называется «Хороша зима?»
- А вы знаете, что игра на свежем воздухе полезна для здоровья?
- Прогулки на свежем воздухе дают общее укрепляющее действие на организм, заряжают энергией и улучшают настроение. Старайтесь как можно больше бывать на свежем воздухе.
Опора на память.
Включение в содержательную часть урока вопросов ЗОЖ
Оздоровительная минутка
Снятие эмоционального и интеллектуального напряжения, развитие интереса к двигательным упражнениям. Я мороза не боюсь (ходьба!
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз
тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и в снежки играть.
IV. Изучение нового
1. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока
- Буратино.
- Герой сказки «Золотой ключик»
- Звук «б» нам не знаком.
- Слово Буратино начинается со звука б и мы будем изучать звук и букву «Б».
- Произносят звук б.
-Он согласный, потому что произнося сжимаются губы, есть преграда.
Звук «б» звонкий, потому что, мы слышим звук своего голоса.
- Звук и буква «б»
- Познакомиться с буквой б, учиться читать слоги, слова и предложения с буквой б.
Рассматривают сюжетную картинку на слайде и называют «гостей» буквы «б».
Определяют место звука «б» в словах.
- Щербинин Костя - К нам на урок спешит один сказочный герой, отгадайте кто это?
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Слайд № 6)
- Кто такой Буратино?
- Все ли звуки в слове Буратино нам знакомы? Может быть, вы догадались, в связи с изучением, какого звука он появился на уроке?
-Произнесите новый звук «б»
-- Какой это звук : гласный или согласный?
– Слышим звук своего голоса? Значит, какой это звук?
- Какова тема нашего урока?
-Чему мы должны на уроке научиться?
- Сегодня день рожденья буквы б.
Кто вместе с Буратино сможет прийти в гости к новой букве, чтобы в названиях был звук «б».
(Белка, бабушка, бегемот, бабочка и т. д.) (Слайд № 7)
- А кто из учеников нашего класса может прийти на день рожденья буквы «Б»?
- А все гости пришли с подарками. Как вы думаете, что могут принести в подарок букве «б»? (Бусы, кубики, букварь и т. д.) (Слайд № 8)
- А чем угощали гостей? (Бананами, блинами) Создание условий для частично-поискового
метода.
Самостоятельное формулирование цели урока, определение пути ее достижения.
Развитие фонематического слуха, умение определять место звука «б» в словах.
2. Знакомство с буквой Б, б.
Отвечают на вопросы учителя.
Мнения детей.
Воспроизводят облик изучаемой буквы. (Из палочек 1 и 2 группа, из двух полосок и полуовала 3 группа).
Печатание в блокнотах букв «Б, б» (Ученики 3 группы обводят букву Б написанную учителем в индивидуальных блокнотах)
Индивидуальное задание выполняют по инструкции учителя. а)- Звук «б» обозначается буквой «Б» (открываю в кассе букв.)
- Назовите соседей буквы «Б».
б) – Как вы думаете, в домике какого цвета живет буква «б»?
- Почему?
В)– На что похожа буква Б?
- Посмотрите, на что похожа у меня. (Слайд № 9, 10)
Буква б - проснется рано
Буква б – бочонок с краном.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
в)- Из каких элементов состоит буква Б?
- Выложим букву Б.
- Какую букву выложили?
г) – А сейчас напечатаем в блокнотах большую и маленькую букву б.
д) - У вас у каждого карточка с буквами. (Приложение 1.)
Обведите пальчиком крупную букву Б.
- Найди правильно написанную букву Б в этом окне.
- Раскрась ее. Каким цветом мы будем раскрашивать букву «б»? Почему?.
Развитие оптических представлений и кинестетических ощущений
Упражнение на зрительное внимание и память.
Упражнения для закрепления образа буквы.
3. Чтение слогов с буквой б.
Читают слоги с буквой «б»
Отвечают на вопрос. - А в гости к букве «б» пришли не только игрушки, но и гласные буквы и буква «б» с ними подружилась. Дружат буквы, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите (ба, бо, бу, бы). (Слайды № 11 - 14)
- Слоги с новой буквой вы прочитали быстро и правильно. Для чего мы учились читать слоги?
.
Гимнастика для глаз
Снижение зрительного утомления.
Выполняют упражнения. 1. Зажмурьте глаза, потом откройте их. 5р
2. Делайте круговые движения глазами - налево- вверх -направо - вниз - направо вверх - налево - вниз.
3. Вытяните руки вперед. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.
4. Посмотрите в окно вдаль.
Закройте глаза, представьте, что ваш нос превратился а карандаш. Нарисуйте этим карандашом букву Б.
VI. Первичное закрепление.
Закрепление полученных знаний.
Находят нужную страницу учебника.
Рассматривают букву Б, б в круге.
- Это бык.
- Бык – это домашнее животное.
- Я знаю домашних животных…
Ученики слушают задания, отвечают на вопросы
Рассматривание картинок. Называние предметов (батон, боты, бусы, объяснение значения слов. Звукобуквенный анализ каждого слова по схеме.
Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах.
Читают слова совместно, индивидуально, цепочкой;
Объясняют значения слов.
Рассматривают сюжетную картинку.
Отвечают на вопросы.
Читают предложения.
Отвечают на вопросы учителя.
Работа с учебником (стр. 84)
- Найдите страницу, где находится материал по теме «Звук и буква «б.
а) Рассматривание в круге напечатанной буквы Б, б.
- Какого цвета круг? Почему?
б) Чтение слогов с буквой б.
в) Звукобуквенный анализ слова.
Рассматривание картинки.
- Кто это?
Соотнесение слова с обобщающим названием.
- Каких домашних животных вы
знаете?
- Какой первый звук в слове «бык»?
- Найдите схему к слову «бык».
- Каким кружком обозначена буква б?
-Что обозначает синий кружок?
- Сколько в слове слогов?
-Сколько всего букв в слове?
- Прочитаем это слово.
в) Звукобуквенный анализ слов по схеме.
- Что это? (батон)
- Выберите нужную схему.
- Где видите букву б? В начале, в середине или в конце слова?
- Каким кружком обозначена буква?
- Покажите черту, которая делит слово на слоги.
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой первый слог?
- Какой второй?
- Сколько всего букв?
- Составьте слово батон из букв разрезной азбуки.
- Прочитайте слово.
Аналогично слова: боты, бусы.
г) Чтение слогов и слов с этими слогами.
Бак – большой сосуд для жидкостей. (Слайд №15)
Болото - увлажненный участок земли со стоячей водой, заросший влаголюбивыми растениями. (Слайд № 16)
Бук - Крупное дерево с гладкой светло-серой корой и твердой древесиной. (Слайд №17)
Беседа по сюжетной картинки.
- Какое время года изображено на картинке?
-Кого видите на картинке?
- Что делает мальчик?
Чтение предложений.
Первое чтение учителем.
- Послушайте и скажите о том, что мы не рассказали по содержанию картинки.
Анализ содержания предложений по вопросам:
- Где был бык?
- Как звали мальчика?
- О чем попросили Рому?
- Кто мог об этом просить?
-Что можно сказать о Роме? Формирование умения самостоятельно работать с учебником
Организация и осуществление
совместной учебно-познавательной деятельности
Специальный коррекционный прием, побуждающих учеников внимательно слушать чтение текста учителем.
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Отвечают на вопросы учителя. - Ребята, чему мы хотели научиться на уроке?
- У нас это получилось? (да).
- С каким звуком мы познакомились?
- Что узнали о звуке б?
- Кто доволен своей работой на уроке, поднимите руку.
- Сегодня нет в классе Ягунова Димы, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок?
- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Буква Б в честь своего дня рождения дарит вам подарки-книжки малышки.
-Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за урок.
Приложение № 1