Ольга Алексеенко
Конспект занятия «Мебель». Звук [ф]-[ф’], буква Фф»
▼ Скачать +Заказ
Комплексное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Мебель». Звук [ф-фь], буква Фф»
Образовательные задачи. Ознакомление со звуками [ф], [ф'] и буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление прилагательных в сравнительной степени.). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений.)
Публикация «Конспект занятия „Мебель“, Звук [ф]-[ф’], буква Фф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Волшебный мешочек, магнитные буквы, предметные картинки, магнитная доска, буквари, сигналы, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия.
Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им опустить руки в волшебный мешочек.
Педагог. Выберите в мешочке по одной букве.
Дети выполняют задание и называют найденные буквы. Педагог предлагает им пройти к магнитной доске и поставить буквы над теми картинками, названия которых начинаются с данных букв. Дети комментируют выполнение задания.
- Я поставил букву Г над голубями.
- Я поставила букву П над помидором.
- А я поставил букву К над карандашами.
- Я поставил букву К над кукурузой.
- Я поставил букву Т над тарелкой.
Педагог. Вы отлично справились с первым заданием.
Педагог убирает картинки и буквы.
2. Игра «Подними флажок». Развитие фонематического восприятия.
Педагог предлагает детям сесть за столы, на которых лежат звуковые флажки.
Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан – все это Фиолетового цвета.
Дети. Звук [ф] слышится чаще других.
Педагог. Давайте произнесем звук [ф] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [ф].
Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, нижняя губа сближается с верхними зубами, образуя с ними плоскую щель. Кончик языка лежит на дне ротовой полости. Значит, во рту есть преграда из нижней губы и верхних зубов. Как вы думаете, звук [ф] – гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Педагог. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Педагог. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.
Дети. Он глухой.
Педагог. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Педагог. Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему сигналу. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [ф].
Для упражнения предлагается следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
Дети слушают и поднимают сигналы, услышав звук [ф].
Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
3. Работа по букварю.
Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Педагог раздает детям буквари.
а) Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан – все это Фиолетового цвета.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?
Дети. Фломастер, флаг, жираф, фонтан.
б) Педагог. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Фф обозначает два звука : [ф] и [ф'].
в) Педагог. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [ф].
Дети. Футболист, футболка, футбольный (мяч, футбольное (поле, флаги, фотограф, фотоаппарат.
Педагог. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.
г) Педагог. А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
- Фа.
- Фу.
- Фо.
- Фи.
- Пуф.
- Пиф.
- Фото.
- Фант.
- Кофта.
- Муфта.
Педагог. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
- Пуф.
Педагог. Что такое пуф?
- Это мебель. На нем можно сидеть.
- У Кати муфта.
Педагог. Что такое муфта?
- Это одежда. В муфту прячут руки от холода.
- Тут Пиф.
- Там Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.
Педагог. Кто такой Пиф?
- Это пес.
Педагог. Кто такие Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?
- Это поросята, герои сказки «Три поросенка».
Педагог. Обратите внимание: слова Пиф, Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф написаны с большой буквы. Почему?
- Клички животных всегда пишутся с большой буквы.
д) Педагог. Хочу обратить ваше внимание на то, что Ариша и Ваня прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения.
- Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.
Педагог. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.
А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.
4 Суперфизминутка (№ 1)
5. Упражнение «Раздели на слоги». (№ 2)
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Логопед предлагает детям сесть за стол и берет в руки маленький мячик.
Следующая игра называется «Раздели на слоги». Я кидаю вам мяч и называю предмет мебели, а вы ловите мяч и делите его название на слоги.
(слайд 1) Стул…. Стул. В этом слове один слог.
(слайд 5) Диван….… Ди-ван. В этом слове два слога.
(слайд 8) Кровать….… Кро-вать. В этом слове два слога.
(слайд 11) Шкаф. …. Шкаф. В этом слове один слог.
(слайд 14) Кресло. …. … Крес-ло. В этом слове два слога.
(слайд 17) Буфет…. …. Бу-фет. В этом слове два слога.
(слайд 20) Табуретка. … Та-бу-рет-ка. В этом слове четыре слога.
6. Игра с мячом «Еще лучше». (№ 3)
Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление прилагательных в сравнительной степени).
- Я хочу предложить вам новую игру. Я буду начинать предложение об одном из предметов мебели, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч, и заканчивать предложение, рассказывая о таком же предмете мебели, который еще лучше первого.
(слайд 2) У меня есть мягкий диван. А мой диван еще мягче.
(слайд 3) У меня есть удобное кресло. А мое кресло еще удобнее.
(слайд 4) У меня есть широкая кровать. А моя кровать еще шире.
(слайд 5) У меня есть высокий шкаф. А мой шкаф еще выше.
(слайд 6) У меня есть большой стол. А мой стол еще больше.
(слайд 7) 7. Игра «Магазин». Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Логопед помещает предметные картинки на доску или наборное полотно.
- Давайте поиграем в магазин. Я буду продавцом, а вы будете объяснять мне, почему хотите купить ту или иную мебель. (Я хочу купить красный диван, потому что он большой, красивый и очень удобный и т. д.)
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.