Королькова Алёна
Конспект урока русского языка в 4 классе «Наша речь и наш язык»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС
Тема: «Наша речь и наш язык».
Составитель: Королькова Алёна Михайловна
Цель: повторить и расширить знания детей о речи и языке.
Задачи:
Образовательные: зафиксировать понятия «речь» и «язык», усвоить понимание и их различие.
Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Наша речь и наш язык“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Развивающие: развивать умения систематизировать и группировать понятия речь и язык.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку и мотивацию к его изучению.
Материалы: учебник русского языка 4 класс часть 1 Канакина В. П., картинка ежа, шарики со слогами, аудио и видео файлы (ветер, гром, река, корова, кукушка, коза; видео диалогов людей на русском, английском, немецком языках, карточка с ребусом на каждого ребенка, картина героя кроша.
Ход УРОКА
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Минутка чистописания
- В стране русского языка живут сказочные герои. Они приготовили для вас интересные задания. Сегодня мы побываем у них в гостях. Пока мы не повстречали героев, откроем тетради.
- Какое сегодня число?
- Запишите число в тетради.
- Угадайте, кто нас встречает:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …. (Ёжик)
- С чем встречает нас Ёжик? (С шарами)
- А что изображено на шарах? (Слоги)
- Давайте прочитаем слоги. КО, СА, МЁ, РЫ, ЖИ.
- Какой слог лишний? (ЖИ)
- Почему вы так думаете? (ответы детей)
- Какое правило вы знаете? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)
- Запишите эти слоги красиво в тетрадь.
- В слове Ёжик есть орфограммы? (ё - в начале слова, жи пиши с буквой и)
- Выделим зеленным цветом наши орфограммы.
- Ёжик доволен вашими знаниями и желает счастливого пути.
Актуализация знаний.
- Ребята откроем все вместе учебник на странице 6. (дети открывают учебник Канакина В. П.)
- Прочитаем тему нашего урока. (Наша речь и наш язык)
- В мире нас окружает большое количество различных звуков. Но какие звуки являются речью, а какие не являются? Давайте послушаем аудиофайлы и попробуем угадать кто или что издаёт данный звук.
Включаются по очереди звуки ВЕТРА, ГРОМА, РЕКИ.
- Как можно назвать данную группу звуков? (Звуки природы)
- Можем ли мы назвать эти звуки речью? (Нет)
Включается по очереди звуки КУКУШКА, МЫЧАНИЕ КОРОВЫ, КОЗА.
- Как мы можем назвать данную группу звуков? (Звуки животных)
- Можем ли мы назвать эти звуки речью? (Нет)
Создание проблемной ситуации и определение темы урока.
Детям включаются не большие видео файлы разговоров людей на английском и немецком языках.
- Кого вы видели в видео фрагментах? (Людей)
- Чем они занимались? (Вели беседу, разговаривали)
- Как можно назвать звуки, которые произносит человек? (Речь)
- Уметь разговаривать – это значит владеть речью. Кто же из живых существ, живущих на Земле, владеет речью? (Только человек).
- Ребята, а вам было понятно, о чем разговаривали люди? (Нет. Они разговаривали на иностранном языке)
Детям включается не большой фрагмент разговора на русском языке.
- А сейчас вам понятно, о чем говорят люди? (Да. Так как они говорят на русском языке.)
- Какой вывод о речи и языке мы можем сделать? (Каждый человек владеет речью, но люди в разных странах говорят на разных языках.)
- Молодцы ребята! Речь – умение, способность человека говорить. А язык – это инструмент речи и в каждой стране он звучит по - разному.
- Какой язык мы будем изучать с вами на уроках русского языка? (Русский язык)
- А на уроках иностранного языка? (ответы детей)
Работа со словарными словами.
- Ребята, пока мы с вами говорили о теме урока нам пришло письмо от нашего друга кроша.
На экране появляется ребус. В нём зашифровано словарное слово ЧЕЛОВЕК
- Как вы думаете, что написал нам Крош? (Крош зашифровал слово человек.)
- Правильно ребята. Сегодня мы с вами часто употребляли это слово. Оно в русском языке является словарным. Скажите мне, где можно совершить ошибку в этом слове? (ответы детей)
- Давайте пропишем это слово одну строчку и выделим букву Е и О зеленым цветом.
Дети прописывают словарное слово человек одну строчку.
А теперь чтобы запомнить это слово пропишем несколько предложений под диктовку.
1. Он умный, красивый, воспитанный и не плохой человек.
2. Каждый человек рождается с теми или иными качествами.
3. Сколько человек поместится в этом лимузине?
Физкультминутка.
Ищет вещи Маша (поворот в одну сторону)
Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет! (руки опустили)
Под кроватью нет.
Вот какая Маша, (наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша растеряша!
Работа по теме урока.
- Ребята, как вы думаете почему нам нужно изучать русский язык? Ведь мы уже умеем на нем разговаривать. (Ответы детей)
- Давайте прочитаем высказывания о русском языке великих людей в нашем учебнике на странице 6 упражнение 1. (Дети читают высказывание К. Паустовского)
- За чем нам нужно изучать родной язык? (Родной язык нам нужен для выказывания своих мыслей, чувств, эмоций. С помощью языка мы можем называть предметы и действия.)
- А теперь прочитаем высказывание великого ученого Д. Лихачева. (один ребенок вслух зачитывает высказывание)
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)
Работа со словарным словом.
- А сейчас давайте прочитаем текст упражнения 3 на странице 7. (один из детей зачитывает текст упражнения)
- Скажите, как люди называют человека, который употребляет в своей речи такие слова? (Вежливым и воспитанным человеком)
- Правильно. Одно из таких слов является словарным. Как вы считаете какое это слово? (ПОЖАЛУЙСТА)
- Совершенно, верно. Слово ПОЖАЛУЙСТА является в русском языке словарным словом. Скажите, где мы можем допустить ошибку в данном слове? (ответы детей)
- Запишем это слово и зеленой ручкой выделим опасные места. (дети в слове пожалуйста выделяют буквы О, Й, А)
- А сейчас мы с вами запишем все слова приветствия из упражнения 3. (Здравствуйте! Добрый день)
- Следующую группу слов мы запишем прощания. (Доброй ночи! До свидания! До встречи! Спокойной ночи! Всего хорошего! Прощайте)
- Теперь записываем слова благодарности. (Пожалуйста. Благодарю вас! Спасибо.)
- Последняя группа слов извинения. (Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста. Извините, я виноват.)
Виды речи.
- Сегодня на уроке мы с вами много говорили, слушали, читали, писали, думали. Давайте вспомним, какие виды речи мы использовали? (На уроке мы использовали устную и письменную речь, а также внутреннюю.)
- Когда мы слушаем и говорим, какую речь мы используем? (Мы используем устную речь)
- А когда мы пи пишем и читаем? (Мы используем письменную речь.)
- Когда мы думаем и размышляем используется … (Мыслительная речь)
- Молодцы!
Рефлексия.
- Как можно изменить утверждение «Только человек может разговаривать»? («Только человек владеем речью»).
- Что такое речь? (Речь — это умение разговаривать).
- Что такое язык и в чём его особенность? (Язык – это инструмент речи и народ
каждой страны имеет свой язык).
- Какие виды речи использует человек? (Речь устную, речь письменную и речь
внутреннюю).
-Какие словарные слова необходимо запомнить нам сегодня? (Слова «человек» и «пожалуйста»).
Итоги урока.
- Зачем нужно изучать язык? (Чтобы общаться, высказывать свои мысли и мнение, чтобы читать книги и учиться другим наукам).
- Согласны ли вы с высказыванием великих людей о величии, могуществе и свободе русского языка? Почему? (Потому, что нет такого предмета, явления, действия или характеристики, которые невозможно было бы описать словами русского языка).