Приложение МААМ

Конспект урока русского языка в 11 классе «Что такое литературный язык? Какие процессы происходят в языке в наши дни?»

aksen
Конспект урока русского языка в 11 классе «Что такое литературный язык? Какие процессы происходят в языке в наши дни?»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема урока : Что такое литературный язык? Какие процессы происходят в современном русском языке?

Цели урока : 1. Формирование понятия о литературном языке, о процессах, происходящих в современном языке.

2. Развитие коммуникационных навыков, навыков ведения дискуссии, умения обобщать и систематизировать материал.

Публикация «Конспект урока русского языка в 11 классе „Что такое литературный язык? Какие процессы происходят в языке в наши дни?“» размещена в разделах

3. Формирование навыков культуры речи, воспитание уважения к родному языку и культуре речи.

Ход урока

1. Вступительное слово. Мы живем в мире, в котором все стремительно меняется. Меняется ли язык, на котором мы говорим? Безусловно, и он подвергается существенным изменениям. Сегодня, читая различные газетные публикации, слушая выступления известных политиков, руководителей разного уровня, мы замечаем большое количество ошибок.

2. Задание (на карточках)

Найдите в данных предложениях ошибки, отредактируйте предложения.

Этот факт позволил повысить демографическую ситуацию.

Основную функцию в тексте играют существительные.

Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

Писатель тщательно изучил и рассказал об этом факте.

Я сегодня одела теплый костюм, потому что похолодало.

В этом поступке проявились его гордость и упрямость.

Военоначальник оказался ужасный интригант.

Слово представлено директору школы.

Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.

Менее пятиста лет прошло со времен этого знаменательного события.

В двух тысяча двенадцатом году произошло очень важное для нашей страны событие.

- О чем говорят эти, к сожалению, нередко встречающиеся ошибки?

- (О недостаточном владении русским языком, его нормами).

- А как принято называть язык, владение которым требует прочных знаний?

- (Литературным)

- Что такое литературный язык? Попробуйте сформулировать понятие.

(Литературный язык – это общенародный язык, воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Обладает строгими нормами, которые охватывают его письменную и устную формы.)

- Как связаны понятия литературный язык и функциональные стили?

- Каким разновидностям национального языка противопоставлен литературный язык?

(Можно ответы представить в виде схемы или таблицы)

Внелитературные формы языка Литературный язык

Просторечие Функциональные стили: научный

Диалекты публицистический

Жаргоны Официально-деловой

Обсценная лексика Художественный

Разговорный

Признаки литературного языка

1. Наличие письменности.

2. Нормированность.

3. Закрепленность в научной и учебной литературе, справочниках, словарях.

4. Закрепленность в лучших образцах литературных произведений.

5. Наличие функциональных стилей

6. Относительная устойчивость (стабильность)

- Одним из признаков литературного языка является устойчивость, стабильность. Но это понятие является относительным, а это значит, что изменения в языке происходят всегда.

- Как вы считаете, какие процессы, происходят в современном языке?

(Выслушать мнения учащихся, обобщить их в виде таблицы или схемы)

Позитивные процессы

(развитие языка) Негативные процессы

(разрушение языка)

Либерализация и демократизация языка Расшатывание литературных норм

Словотворчество Вульгаризация, варваризация языка

Пополнение лексического состава языка

Словотворчество не всегда удачно

Неоправданное количество

заимствований

Закрепление в речи штампов

Бедность языка

- А что думают современные ученые-лингвисты, писатели о процессах, происходящих в нашем языке?

Работа с отрывками из статей (работа в группах)

Во фрагментах текстов, которые вы прочитаете ниже, изложены разные взгляды на состояние современного русского языка.

Кратко сформулируйте основную мысль каждого высказывания. Подберите аргументы, подтверждающие эту мысль.

В. Г. Гак, Е. Н. Ширяев, М. А. Кронгауз, В. Г. Костомаров – современные лингвисты

М. Задорнов - писатель

В. Г. Гак: Отмечается некоторое расшатывание нормы. Но это свойственно всем современным языкам, тем более «большим» языкам, на которых говорит всё более этнически пёстрое население, к тому же, в силу известной демократизации жизни, отношение к нарушениям нормы также изменилось. Французские лингвисты говорят даже о «плюринорме», а ведь французский язык всегда был одним из самых «нормализованных» языков в Европе».

Е. Н. Ширяев: «Я думаю, что никакого упадка, оскудения и вырождения русского языка не происходит. Происходит другое : падает или выявляется уже падшая культура владения языком. Наряду с чрезвычайно недоброкачественными текстами во всех функциональных разновидностях, и в письменной, и в устной реализации, существуют и множатся, особенно в публицистике образцовые тексты. Именно в наше время много ярче и оригинальней проявляет себя индивидуальность языковой личности, что для языка – первостепенно».

М. А. Кронгауз: «…резко увеличился поток заимствований из английского языка. Влияние Америки очевидно, и не только на русский язык, и не только на язык вообще. Наибольшее число заимствований приходится на новые области, где ещё не сложилась система русских терминов или названий. В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться. Русский язык в целом пошёл по второму пути. Если же говорить о конкретных словах, то, скажем принтер победил печатающее устройство (в частности, потому, что для важного предмета в языке должно существовать одно слово, а не описательный оборот). В русском языке прекрасно освоилось заимствованное слово «компьютер» (от англ. computer, а, например, в немецком и французском придумали слова из собственного языкового материала, соответственно Rechner и ordinateur. Почему в русском языке не возникли слова типа «вычислитель», или «упорядочиватель», или какая-нибудь «машина знаний» по образцу финского? Очевидно, что у каждого языка свой путь. В любом случае, заимствовав слово, наш язык не стал менее русским. В подобных сферах заимствования вполне целесообразны и никакой угрозы для языка не представляют».

В. Г. Костомаров: Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

Русский язык, по словам А. С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если он нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. А мера утеряна. В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

М. Задорнов «Умом Россию не поднять» : Если попугая отвезти в Англию на неделю, а потом вернуть в Россию, он будет выкрикивать вперемежку английские и русские слова. Такая замусоренная иностранностями родная речь – попугайство!

Мне хочется у людей, которые так выражаются, спросить: вы какой национальности? Какого рода? У вас мамы есть? Вы с ними так же разговариваете?

Обиднее всего, что простые люди думают: «Раз на телевидении, в верхах попугайничают – значит, это круто. И мы должны от этого крутяка не отставать». На одном из реалити-шоу девчонка-недопереросток с гордостью похвастала:

«У НАС В СЕМЬЕ САМАЯ КРЕАТИВНАЯ БАБУШКА – ОНА НЕДАВНО СДЕЛАЛА АПГРЕЙД ДЕДУШКЕ!» ( апгрейд:(upgrade) – улушение, модернизация чего-то путём замены частей или всего устройства в целом.

Язык – это душа народа. Поганить его – плевать себе в душу.

Любому иностранному слову в русском языке можно найти не просто достойную, а гораздо более объемную и образную замену.

Что такое «инновация»? Новшество.

Инвестиции – вложения.

Креативный – творческий.

Дисконт – скидка.

Контент – содержание.

Пиарить – славить

Выводы и наблюдения могут быть представлены в виде таблицы:

Основная мысль Аргументы

В. Г. Гак

Отмечается некоторое расшатывание нормы, но это свойственно всем современным языкам в силу известной демократизации жизни, отношение к нарушениям нормы также изменилось.

Е. Н. Ширяев

Никакого упадка, оскудения и вырождения русского языка не происходит.

Падает культура владения языком Наряду с чрезвычайно недоброкачественными текстами во всех функциональных разновидностях, и в письменной, и в устной реализации, существуют и множатся, особенно в публицистике образцовые тексты

М. А. Кронгауз резко увеличился поток заимствований из английского языка. заимствовав слово, наш язык не стал менее русским. В подобных сферах заимствования вполне целесообразны и никакой угрозы для языка не представляют

В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться. Русский язык в целом пошёл по второму пути.

А. Г. Битов. Умирают слова, прекрасные, русские, за неупотребимостью. но никак не умирает русская речь, Беднеет словарь с утратой и исчезновением тех разностей, для которых когда-то язык находил достойные их слова, но еще хуже, если утрачивается сама способность понимать и постигать написанное, когда обедненный язык начинает идти в поводу им же воспитанного читателя.

В. Г. Костомаров

Русский язык, по словам А. С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если он нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. А мера утеряна.

… немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

Н. Задорнов Любому иностранному слову в русском языке можно найти не просто достойную, а гораздо более объемную и образную замену.

Что такое «инновация»? Новшество.

Инвестиции – вложения.

Креативный – творческий.

Дисконт – скидка.

Контент – содержание.

Пиарить – славить

Коллективное обсуждение

- Что объединяет эти тексты?

- Какое различие обнаружили?

- Почему, по мнению одних лингвистов, язык разрушается, а по мнению других – нет?

(Это объясняется тем, что происходящие изменения затронули не систему языка, а языковую ситауцию. Язык не стал хуже, нормы не исчезли. Не исчезла наша великая литература. Литература жива и сегодня, современные авторы продолжают традиции своих предшественников. Негативные изменения коснулись, главным образом, разговорной речи. И эти изменения проникают в язык публичных выступлений.)

- Чем объясняется снижение языковой культуры?

(Состояние языка – это отражение культуры народа. А культура падает, в этом и заключается причина снижения языковой культуры.)

Выводы:

- Нуждается ли русский язык в защите? Ваши рекомендации: как защитить родной язык от разрушения? Над чем нужно работать?

(Работать нужно над собственной речевой культурой, изучать родной язык, в государственных масштабах – передачи на ТВ, посвященные культуре речи и т. д.)

Домашнее задание написать эссе «Каким вы видите будущее нашего языка

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 11 классе «Что такое литературный язык? Какие процессы происходят в языке в наши дни?»
Опубликовано: 25 января 2020 в 14:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 11 классе «Что такое литературный язык? Какие процессы происходят в языке в наши дни?»» (включая файлы) размещена пользователем aksen (УИ 1998564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД