Юлия Проницына
Конспект урока по русскому языку по теме «Приставка» в 3 классе
▼ Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме «Приставка»
Тема. Что такое приставка. Как найти в слове приставку.
Тип урока : урок получения новых знаний.
Цель урока : познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Публикация «Конспект урока по русскому языку по теме „Приставка“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Задачи
Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
- находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
- Познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- Коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательные мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная.
Средства обучения: Русский язык : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2016 год.
- интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные: - на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
- научится находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные
- познавательные: - ученик получит возможность учиться добывать информацию;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
- строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;
- коммуникативные: - ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- аргументировать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: - ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- составлять простейший план действий;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Ход урока.
1. Организационный момент
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке я вам желаю узнать много нового, быть активными и получить удовольствие от новых знаний.
Вы уже знаете, что этот год посвящен 60-летию полёта человека в космос.
И мы сегодня отправимся тоже в своеобразный полет в бесконечное пространство – русский язык.
2. Актуализация знаний.
(на экране). Иллюстрация космоса, а на ней три раза написана часть слова «лёт». Ракеты с приставками при-, от-, пере-.
Учитель. Посмотрите на экран. В центре космоса находятся три частички слова –лёт-. К ним с Земли летят ракеты с другими частичками слов.
Первая ракета с частичкой при- присоединилась. Какой слово получилось? (Прилёт) (ответ детей)
Вторая ракета с частичкой от- готова присоединиться. Теперь, какое новое слово получилось? (Отлёт) (ответ детей)
Хорошо. И третья ракета с частичкой пере- уже пристыковала и образовала слово (Перелёт) (ответы детей)
Давайте получившиеся слова запишем в тетрадь.
Ученики записывают в тетрадь слова.
Молодцы! Ребята, что можно сказать об этих словах? Какими они являются? (Однокоренными)
Какие слова называются однокоренными? (ответы детей)
А какой у этих слов общий корень? (-лёт-)
Что называется корнем слова? (ответы детей)
Ученики выделяют в словах корень слова.
Ребята, сравните эти слова. Слова прилёт, отлёт, перелёт означают одно и тоже? У них одинаковое лексическое значение? (разбор значения каждого слова)
Как вы думаете, почему изменилось лексическое значение слова? Почему не можете ответить? Хотите узнать? (ответ детей)
Ребята, как образовались данные слова? (к корню –лёт- присоединили, приставили частички слов). Вы знаете, как они называются? (приставка) (ответ детей).
Сформулируйте тему урока.
3. Постановка целей урока
Учитель. Какие цели поставим на урок?
1. Что такое приставка? В какой части слова стоит?
2. Какую роль выполняет приставка?
3. Как найти приставку в слове?
4. Как образовать новые слова с помощью приставки?
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Учитель. В русском языке существует большое количество приставок. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
(Работа с учебником) Давайте откроем учебник на с. 85 и выполним упражнение 154 (письменно)
Ученики знакомятся с приставками и с их помощью образовывают новые глаголы от глагола лить : долить, отлить, налить, перелить, вылить. Сравниваем лексическое значение слов.
Один ученик работает у доски.
Ребята, у всех глаголов нам надо выделить приставку. Оно обозначается таким знаком. (ученик выделяет все приставки)
Учитель. Приставка-это отдельное слово или часть слова? (ответ детей)
В какой части слова она стоит? (ответ детей)
Какую функцию она выполняет? (ответ детей)
Кто-нибудь из вас сможет сформулировать определение приставки? (ответ детей)
Как образовать новые слова с помощью приставок? (ответ детей)
Всем классом ученики проговаривают правило.
Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Физкультминутка.
Выполнять движения, в которых имеется приставка.
Дружно все попрыгали,
Ручками мы двигали,
Ножками затопали,
Глазками не хлопали.
Посмотрели все налево,
Вправо посмотрели,
И тихонько, аккуратно
Все за парты сели.
5. Работа в парах по карточкам
Учитель. У вас на партах лежат цветная карточка. Сейчас вы парами будете выполнять задание на ней.
Карточки распределены по степени сложности задания.
Проверка выполнения заданий.
6. Самостоятельная работа.
Учитель. Молодцы, прекрасно справились с заданиями. А сейчас предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание. На парте у каждого лежит задание на белой карточке.
Проверка выполнения заданий.
Учитель. Замечательно все выполнили. А теперь посмотрим на цели урока и ответим на них.
7. Итог.
1. Что такое приставка? В какой части слова стоит?
2. Какую роль выполняет приставка?
3. Как найти приставку в слове?
4. Как образовать новые слова с помощью приставки?
Ученики все вместе проговаривают получившиеся правила и сверяют их с правилом из учебника.
Приставка-значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.
Чтобы образовать новое слово с приставкой. Надо подобрать к слову без приставки приставку, подходящую по смыслу.
8. Рефлексия.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы получили знания, которые пригодятся вам для жизни на замечательной планете Земля.
Те, кто очень хорошо усвоил новую тему, сможет самостоятельно выполнить задание с приставками- оставляет свою ракету на планете Земля.
Кто не во всем до конца разобрался – запускает свою ракету на соседнюю планету.
А те, кому было трудно выполнять задания, многое не понял- может пристыковать ракету на самую дальнюю планету от Земли.
Звучит голос космонавта Ю. Гагарина «Поехали!»
Каждый ряд выходит к доске и прикрепляет свою ракету на конкретную планету.
9. Домашнее задание.
Учитель. Ребята, домашним заданием будет: выучить правила по теме, составить и записать сочинение из 5 предложений с приставками по теме «Космос», а кому еще трудно выполнять самостоятельно задания, спишет и выделит в тексте «Космонавты» все приставки.
Всем спасибо за работу и до встречи на следующем уроке русского языка на планете Земля.
Приложение
1 карточка. Допишите к словам нужные по смыслу приставки вы-, по-, за-, при-, с-, бес-. Выделите приставки.
…летел в космос.
Космический …лёт.
…пускать ракету.
…землился на землю.
…пустить с ракеты.
…конечная вселенная.
Вывод.
1. Приставка – это речи, которая пишется перед корнем и служит для соединения слов в предложении.
2. Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
3. Приставка- это часть слова, которая стоит в конце слова.
2 карточка. Найдите и выделите в словах приставку.
Передают на Землю снимки.
Приносят космонавтам подарки.
Выводят на орбиту спутники.
У дирижабля большой пробег.
Вывод. Как найти приставку в слове надо :
1. Подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой
2. Обозначить окончание.
3. Обозначить корень
4. Изменить слово.
5. Найти часть слова перед корнем. Это приставка.
6. Зачеркнуть приставку.
7. Выделить приставку.
3 карточка. Раскройте скобки, правильно употребляя предлоги и приставки.
Алексей быстро (с)пустился (с)корабля.
Лётчики (до)брались (до)космодрома.
Экипаж (по)летел (в (без)воздушное пространство.
Капитан (вы) шел (в (от)крытый космос.
Вывод.
1. Приставки пишутся одинаково. Приставки пишутся слитно со словами. Предлоги пишут со словами отдельно.
2. Приставки пишутся неодинаково. Приставки пишутся отдельно со словами. Предлоги пишут со словами слитно.
3. Приставки пишутся одинаково. Приставки пишутся отдельно со словами. Предлоги пишут со словами слитно.
Задание для самостоятельной работы.
Спишите. Подберите к словам нужные по смыслу приставки. Выделите приставки.
1. (Об-, с-). водить класс в планетарий.
2. (по-,вы-) Луна …крыта кратерами.
3. (у-,по-) …видела большую Медведицу.
4. (по-, за-) Если очень …хотеть, можно в космос …лететь.