Вера Палюга
Конспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного) класса «Сезонные изменения: ноябрь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сезонные изменения в природе : ноябрь
Задачи:
• отработка умения составлять повествовательный рассказ об изменениях в природе по серии картинок;
• коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;
• воспитание базовых эмоций личности.
Ход уроков
1. Организационный момент,
а) Упражнение по развитию логического мышления:
— догадайся, какую картинку надо поставить в пустой квадрат: б) Лексические упражнения подбор антонимов:
Публикация «Конспект урока по развитию речи для 4 специального (коррекционного) класса „Сезонные изменения: ноябрь“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— Сядет тот, кто подберет слово, противоположное по значению тому, которое назову я.
Словарь: жарко; солнце светит ярко; чистое небо; птицы прилетают; цветы зацветают; редко идет дождь; дни стали длиннее, ночи короче. И т. п.
2. Актуализацил опорных знаний.
а) Вводная беседа:
— Признаки, какого Времени года вы мне назвали? Какие месяцы относятся к этому времени года?
Какой сейчас месяц?
— Это начало, середина или конец осени?
— Как меняется погода (природа) от начала осени к ее концу?.
Сообщение темы, целей урока : «Сегодня мы с вами постараемся определить, что же меняется в природе, погоде, людях от начала осени к ее середине. Вы мне поможете в этом?».
б) Работа с Календарем природы. Составление схемы,
1) Ученики открывают свои дневники наблюдений и составляют общую сводку за октябрь: всего дней - … :
солнечных, ясных, теплых;
солнечных, но холодных;
дождливых пасмурных, холодных.
— Какой день тебе запомнился больше других? 2) Итог октября. Рассказ учителя.
Учитель открывает готовую схему из условных знаков и числа дней, заранее сделанную на доске.
Задание; «Сравните ваши схемы с моей. У меня октябрь получился теплым, так как 17 дней температура была.» И т. д. - по всем показателям.
З) Сравнение схемы сентября и октября.
Учитель выставляет итоговую схему сентября на доску и просит учеников сделать вывод: •Что же меняется н погоде, природе в течение осени?»
3. Физминутика.
Кто всю ночь по крыше бьет
да постукивает,
И бормочет, и поет —
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придет — прятаться начнут.
(дождь)
4. Закрепление.
а) Работа по серии осенних картинок; составление совместного рассказа.
Задание:
Расставьте картинки в нужной последовательности: начало сентября (дети идут в школу); сентябрь (уборка урожая, золотая осень); октябрь (голые поля, стога, птицы улетают, деревья почти оголены. и т. д.).
Учитель задает схему описания картинок и характер связи в тексте:
— Наступил сентябрь. Сентябрь это первый осенний месяц! В сентябре дети идут, Погода в сентябре была солнечной. Настроение у всех хорошее, веселое.
Октябрь это второй месяц осени.
б) Лексические упражнения по картинкам.
1) Придумать словосочетание, фразу со словом. «Осенний (яя, ее, ие)» к данной картинке. Например: «Осеннее солнышко бывает разным»; «Осенние цветы очень красивы»; «Осеннее небо изменчиво»; «Осенний ветер холодный и дождливый»; «Осенний сентябрьский ветер — теплый» и т. д.
2) Подобрать слова-действия (глаголы) к тем предметам, которые учитель показывает на картинке. Например:
дождь - лает, идет, моросит. сыплет., поливает. собирается, кончается; льет как из ведра.
трава — качается, засыхает, сохнет, увядает, желтеет, деревья — качаются, шумят, облетают.
листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, сохнут, увядают.
3) Составление рассказа по картине «Осень в октябре» :
- прослушивание стихотворений, рассказов об осени;
- составление рассказа учениками по схемам – опорам.
5. Итог