Екатерина
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «У Чёрного моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме
"У Чёрного моря"
Цели урока : сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Задачи урока :
1. Учить работать с географической картой и атласом.
2. Познакомить учащихся с растениями Черноморского побережья.
3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „У Чёрного моря“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Формирование УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование:
• Карта природных зон России;
• Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;
• Медиапроектор;
• Презентация учителя;
• Учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнём урок, друзья!
II. Проверка домашнего задания
- В ней песков большие груды-
Называются «барханы»,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.
- О чём загадка? (О пустыне) (Слайд 2)
1. Пустыни занимают:
- огромную территорию в центральной части России
- небольшую территорию по берегам северных морей
- небольшую территорию на юго-западе страны
2. В пустыне:
- жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима
- короткое прохладное лето и длинная суровая зима
- ярко выделяются все четыре времени года
3. В пустыне:
- выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега
- выпадает малое количество осадков
- чаще всего осадков не бывает
4. Растения пустыни:
- высокие, широколистные
- невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами
- невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями
5. Животные пустыни:
- в основном не крупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни
- крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех
- в основном низкорослые (грызуны) и птицы
6. К растениям пустыни относятся:
- ковыль, полынь, тюльпан
- морошка, брусника, черника
- колосняк, солянка, джузгун
7. К животным пустыни относятся:
- корсак, сайгак, тушканчик
- рысь, лев, тигр
- морж, тюлень, медведь
8. Какое животное называют «корабль пустыни»?
- сайгак
- джейран
- верблюд
9. Экологическими проблемами пустыни являются:
- распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
- неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство
- неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжёлой техникой, браконьерство
10. Заповедник пустыни:
- Баргузинский
- «Чёрные земли»
- Приокско- террасный
III. Сообщение темы и целей урока.
- Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс). (Слайд 3)
- В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).
- Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.) (Слайд 4)
- О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках)
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и тёплая морская вода,-
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут. (Слайд 5)
IV. Изучение нового материала.
- Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны- Кавказские горы, а с другой- Чёрное море) (Слайд 6)
- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером)
- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
- Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики- это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора)
- А что означает приставка «суб»? в переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому. тропическому поясу.) (Слайд 7)
- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь ее маленькая часть.
-Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.
-Какие растения побережья вы знаете (липа, каштан, дуб, виноград и др.) (Слайд 9-18)
-Что влияет на разнообразие растительного мира (тёплый климат субтропиков)
-Чем растения субтропиков отличаются от растений других природных зон? (Высокие мощные стволы деревьев, сочная обильная зелень, крупные листья.)
-Природная флора субтропиков очень богата и разнообразна. Она имеет некоторый тропический оттенок. Здесь встречаются родственники ряда растений, свойственных тропикам. В природной флоре наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. (Слайд 19). Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым. Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины. (Слайд 20)
Животный мир. (Слайд 21)
Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса). (Слайд 22)
- Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются пляжи, санатории, населенные пункты.) Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень. (Слайд 23)
Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы) (слайд 24,25)
- Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? (это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.
- А кто нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое? Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и воздев к небу передние ноги, он как бы молится. Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Кто догадался о каком насекомом пойдёт речь (о кузнечике) Кузнечики относятся к отряду прямокрылых, из которых наиболее известны – саранча и сверчки. Поговорим сегодня о саранче. Она питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает страшные опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы, что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах?
Демонстрируется слайд с фотографиями морских птиц. (чайки, бакланы) (слайд 26-29)
- Домом каких птиц стало Чёрное море (В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей.) Чем питаются птицы побережья (в основном рыбой)
Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).
- Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат - хвостокол, камбала, и. т. д. А дельфины – это млекопитающие семейства китообразных, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
V.ФИЗМИНУТКА. (Слайд 30)
Аудиозапись шума волн.
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.
А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.
Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь
VI. Продолжение работы над темой.
- Берега Черного моря- это место, куда приезжают для отдыха и лечения сотни тысячи людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. (Слайд 32) Одна из достопримечательностей города Сочи-Дендрарий. Это необыкновенно красивый парк, здесь собраны растения со всего мира. I. (Слайд 33)
- Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. (Слайд 34-38)
VIII.Работа в группах.
Составить памятку «Как отдыхать у моря» (Бережно относись к природе, не бросай мусор на побережье, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.). (Слайд 39)
VIII. Подведение итогов урока.
- С какой природной зоной мы сегодня познакомились на уроке?
- Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?
- Перечислите экологические проблемы Черноморского побережья?
Выставление оценок за работу.
IX. Рефлексия
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
X. Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
3. Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .