Татьяна Вдовенко
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ].
Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ]., с буквами «Н», «н»; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Начинаем мы урок,
Затаив дыханье.
Кто же ступит на порог,
Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)
Появляется кукла Незнайки.
-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).
Публикация «Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Обидно Незнайке за имя своё.
Не хочет Незнайка не знать ничего.
Поможем бедняге мы грамотным стать
И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)
2. Повторение ранее пройденного материала
Вспомнить изученные буквы, расположенные в «Замке букв».
Чтение букв, буквосочетаний.
3. Определение темы урока.
- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.
- Незнайка – назовите первый звук.
- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.
- Носов – назовите первый звук.
- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.
- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!
4. Книжная пятиминутка.
Кукла Незнайка: Как появился я, Незнайка?
И почему всё знает Знайка?
А кто придумал Пульку с Булькой?
А кто такой болтливый Гунька?
Как много слышу я вопросов!
Всех нас придумал автор Носов! (С. Чижова)
Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976).
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.
Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.
В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Произведения: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Телефон», «Затейники», «Дружок», «На горке» и др.
5. Изучение нового материала.
Слого-звуковой анализ слов.
Характеристика звуков н, н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан», «конь».
Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.
6. Вывод.
звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;
звук [ н].– согласный, звонкий, мягкий;
оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн»).
«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).
- Поселим новую букву «н» в «Замок букв».
- Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки).
Из истории буквы «н».
- Сейчас эта буква называется «эн», а когда-то называлась иначе – «наш», т. е. «свой, принадлежащий нам». В старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов:
«знай наших» - восхваление самого себя;
«наша взяла» - мы одержали победу;
«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.
Работа с учебником.
Составление предложений по картинке (по заданным схемам).
- Кто изображён на картинке?
Словарная работа:
богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;
былина – русская народная песня, сказание о богатырях.
- Какие русские богатыри вам известны?
- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?
Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н».
Обучение письму строчной буквы «н».
Работа в прописи.
Написание буквы «н», слогов и слов с новой буквой после слого-звукового анализа.
Пальчиковая гимнастика.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят. (О. Узорова)
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.
Физминутка.
Буратино быстро мчался,
На пригорок он взобрался.
А затем он вниз стремился –
Чуть, бедняга не разбился.
Влево, вправо он петлял –
Всё же в школу опоздал.
Но не зря в класс торопился –
Быть культурным научился. (С. Чижова)
Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы).
Работа в прописи.
Слого-звуковой анализ слова «Незнайка».
Разминка для глаз.
7. Закрепление изученного на уроке материала.
Упражнение «Слогочиталочка».
Дети читают слоги с изученной буквой, работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.
Упражнение «Цветочная поляна».
Мы уже немало знаем,
А теперь мы поиграем –
Вспомним травы и цветы
С буквой «н» - и я и ты.
(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)
8. Подведение итогов.
- С какими новыми звуками познакомились?
- Что узнали об этих звуках?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Урок окончен. (Домашнее задание в первом классе не задаётся)