Людмила Соколова
Мастер-класс «Предупреждение ошибок чтения и письма у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Для профилактики таких нарушений мы проводим ряд игр и игровых упражнений.
Публикация «Мастер-класс „Предупреждение ошибок чтения и письма у детей с ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Игры проводятся за столом.
1 задание; «Зачеркни неправильно написанные буквы».
Предлагается ряд букв, написанных на листе бумаги. Необходимо зачеркнуть неправильно написанные буквы.
2 задание: «»Прочти наоборот».
Предлагается табличка с зеркально написанными словами. Необходимо прочитать слова.
3 задание: «Расшифруй слово» (игра – ребус).
Даны карточки, на которых слово зашифровано. Необходимо расшифровать и прочитать слово.
4 задание: «Прочти слово».
Предлагаются таблички, на которых слова из недописанных букв. Необходимо дописать буквы и прочитать слова.
Все выходят в круг.
5. Дермалаксия. Узнай, какую букву «написали» на спине, назови её.
6 задание:. Игра "Живые слова".
Детям выдаются слоги. Они должны найти себе пару, так чтобы получилось слово. Читают слово.
Сели за стол.
7 задание: «Собери букву» (пазлы).
Предлагается из пазл собрать букву, назвать её.
8 задание: «Графический диктант».
Отступили сверху 3 клетки, слева 5 клеток, поставили точку. Далее задание выполняется по инструкции.
9 задание: Вычеркни букву из текста.
Предложили газетные статьи, в которых необходимо было вычеркнуть все буквы С.
10 задание:. Нахождение букв в геометрических фигурах.
Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, X, Э и т. д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек. Найденные буквы записываем на листочек.
11 задание: Игра "Внимательные глазки".
Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за одну минуту?
12 задание: Игра "Умные ручки".
В мешочке спрятались буквы, смотреть на них нельзя, надо узнать букву, ощупав ее руками. Достать букву можно только тогда, когда скажешь 2-3 слова, начинающихся с этой буквы или заканчивающихся ею.
(Ребенок ощупывает букву в мешочке, называет слова, а тот, кто быстрее по названным словам угадает, какая буква в руках у водящего, может сам угадывать следующую букву.)
В мешочке находятся буквы: А,Е,3,И,М,Н,0,Р,У,Ф,Ь. Варианты ответов:
А — арка, аллея, аптека;
Ь — конь, день, корабль.
Заключение
Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у детей интерес к овладению чтением и т. д.
С этой целью нужно для занятий отбирать интересные и высокохудожественные произведения, предлагать заучивать наиболее понравившиеся стихотворения, поощрять любое проявление творчества (сочинение собственных стихов, сказок, рассказов).
Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия. Различные виды заданий можно включать в подвижные игры не только в помещении, но и на улице. Например, использование считалок, либо деление слов на слоги хлопками в ладоши, это можно также делать мячом.
Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым необходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов. Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе.