Лариса Литвинова
Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей тенденцией современного образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Практика показывает, что в последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду, особенно у детей, имеющих нарушения речи, очевидна сегодня для всех.
Публикация «Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте, и обобщив свой личный опыт, мы разработали систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи. Она несколько отличается от учебно-дисциплинарной модели. В ее основу положены комплексность и использование разнообразных игровых приемов, что способствует спонтанному развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, большей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Основными целями и задачами нашей работы являются:
развитие фонематического слуха и восприятия (так как при таких нарушениях фонематической системы языка, как у детей с ОНР, наличного фонематического слуха достаточно только для практического речевого общения, но этого мало для овладения ребенком грамотой и формирования навыков чтения и письма);
развитие речевой аналитико-синтетической деятельности;
совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
развитие психических процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания;
перенос навыков звукового анализа на письмо и чтение;
профилактика дислексии и дисграфии.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте (звук – буква, чтение – письмо, знакомство со звуком начинается с уточнения артикуляции и акустических признаков звука: "спит" или "не спит" голосок (глухой или звонкий, поется или не поется (гласный или согласный); звуки обозначаются цветовыми символами. Далее дети учатся выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова, самостоятельно выбирать слова на данный звук, дифференцировать звуки, сходные по акустическому признаку. Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет детям правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.
Развитию слухового внимания способствуют такие игры, как "Хлопаем в ладоши" (определение наличия звука в слове, "Чуткое ухо" (обведи предметы, в названиях которых слышится заданный звук, "Что лишнее", "Подбери слово" (закончи предложение словами, которые начинаются с заданного звука, "Звездочки" (закрась столько звездочек, сколько услышишь слов с заданным звуком, "Вкусная морковка" (помоги ежику добраться до морковки, выбирая только предметы с заданным звуком, "Слушаем и кушаем", "Рыболов", "Чьи вещи", "Путаница" (на дифференциацию звуков).
Добившись успехов в развитии фонематического гнозиса, необходимо связать фонетический образ звука со зрительным (графическим) образом.
Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, мы обычно начинаем с демонстрации печатных букв, затем дети отыскивают ее в звукобуквенном городе и в буквенных кассах. Затем определяем, на что похожа та или иная буква, т. е. создаем ее зрительный образ, читаем образное четверостишие про данную букву, определяем форму и количество элементов в букве, обязательно отмечаем, чем эта буква похожа на уже известные и чем от них отличается. Для более прочного запоминания изображаем букву с помощью пальцев или показываем конфигурацию буквы позами, лепим буквы из пластилина, выкладываем из палочек, веревочек, мозаики, вырезаем из цветной бумаги, вычеркиваем буквы из текста (игра "Зоркие глазки", отгадываем букву на ощупь (игра "Умные ручки", выдавливаем спицей очертания букв на снегу, песке. Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания "Где спряталась буква?", "Обводилка", "Заколдованные слова", "Волшебный карандаш", "Конструктор", "Правильная буква", "Узнай букву по описанию".
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Мы учимся анализировать, синтезировать слоги-слияния и слоги-неслияния и сравниваем слоги, составленные из одних и тех же букв. Дети зарисовывают схемы слогов и придумывают слова с данными слогами. В синтезе слогов и слов нам помогают разнообразные схемы и таблицы. Для большей наглядности и занимательности включаем такие задания: соедини слог или слово с соответствующей картинкой; соедини два шарика одинаковой формы и запиши получившееся слово; составь слово из первых букв названий картинок и прочитай его; слово "рассыпалось", сосчитай буквы в слове и соедини с нужной цифрой; расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами; вставь нужную букву.
Важным моментом для профилактики дисграфии является умение делить слово на слоги, выделять гласные в слове и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове, составлять слова из слогов, выполнять звукобуквенный и слоговой анализ с указанием гласных. Это поможет ребенку в дальнейшем не "терять" и не переставлять буквы и слоги при чтении и письме.
Особый интерес у детей вызывают следующие задания: соедините между собой картинки, в названии которых одинаковое количество слогов; подбери картинку к схеме; "распутай" слово; отложи столько фишек, сколько слогов в слове; составь слова из данных слогов. К концу года дети с удовольствием разгадывают ребусы и кроссворды, загадки и головоломки, принимают участие в викторинах и играх типа "Поле чудес".
Следующий этап работы – это знакомство с предложением. Ребенок должен запомнить, что предложение состоит из слов, что каждое слово в предложении пишется раздельно. Особое внимание уделяем "маленьким словам" – предлогам. Выполняя анализ и синтез словесного состава предложения, используем полоски для обозначения слов или делаем зарисовки схем в тетрадях. По схемам определяем начало, конец, количество слов в предложении. Учимся составлять предложения по заданной схеме. Игры и упражнения с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как слитное написание предложений, пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении.
Закреплению полученных знаний, умений и навыков способствуют упражнения "Фантазеры", "Читаем по картинкам", "Пропавшие слова", "Собери предложение, "Лишнее слово". Они включают в себя самостоятельную, творческую работу ребенка с предложением.
В целом, такая целенаправленная, комплексная работа создает предпосылки для успешного усвоения детьми учебной программы массовой общеобразовательной школы.