Лариса Манзуланич
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Буква ь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать: особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)
Уметь: отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.
Метапредметные
Публикация «Конспект урока обучения грамоте в 1 классе „Буква ь“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя; строить речевые высказывания в устной форме;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Сценарий урока
I. Оргмомент.
Ладошки открыли –
Все страхи забыли!
Луч солнца поймали –
Сильными стали!
Лень сбросили,
От себя отбросили!
За парту сели,
Удобно устроились,
На работу настроились!
II. Речевая разминка: 1) Дыхательная гимнастика «Свечи».
2) Поработаем язычком и губами: «Улыбка»/»Трубочка», «Иголочка», «Лошадка», «Расческа».
3) Рок, рок, рок – начался у нас урок!
Чай, чай, чай – на уроке отвечай!
Ник, ник, ник – я хороший ученик!
Ра, ра, ра - начинается игра!
II. Актуализация знаний
1) Игра «Засели домик»
На доске буквы разбросаны : О Л Ы И Р Д
- Какое задание можете предложить? (Заселить домики, сложить слово)
- Кто такие лодыри?
2) Работа в паре. Чтение стихотворения «Приятели-лодыри» с. 9.
3) Работа над пословицами с. 9.
4) Работа с лентой букв : Сколько гласных букв изучили? (7) Согласных(14) Сколько всего букв в русском алфавите? (33) Сколько осталось? (12)
III. Введение в тему:
1) Отгадайте загадку:
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый … (Лось)
2) - Составьте звуковую схему слова ЛОСЬ.
-Сколько звуков? (3) Попробуем записать это слово буквами. ЛОС?
- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове лось? С этой же проблемой столкнулись и наши герои на лесной поляне…
Давайте попробуем им помочь!
- Кто догадался, как обозначить мягкость согласного? - Добавляем букву ь.
- Сколько теперь букв в слове? (Четыре буквы)
- А сколько звуков? (Три)
- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)
- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)
- Мягкий знак – это буква? (Да)
- Докажите? (Можно написать)
3) Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)
IV. Работа по теме урока :
1) Лучше узнать секреты этой буквы вам поможет сказка.
Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гусь.
Стали буквы составлять слово гусь. А получается ГУС.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [с] в слове «гусь» мягкий, а у нас твердый.
— Буква И вдруг говорит : — Встану я и обозначу мягкость С, — и быстро пристроилась в конце.
— Но получилось «ГУСи», на нужно было составить слово ГУСь.
— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось ГУСя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось ГУСь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
-Понравилась сказка? На какую букву похож Мягкий знак? (Ы без палоски)
-Почему другие буквы не дружили с Ь?
-Смогли ли буквы обойтись без Ь, когда им пришлось складывать слово ГУСЬ?
-Зачем нужна эта буква?
Составьте схему слова ГУСЬ и ГУСИ. Чем они отличаются?
2) Откроем учебник «Азбука» на стр. 11
- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.
- Внимательно посмотрите на эту букву.
- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы).
Чтение правила Мудрой совы с. 11 (внизу)
3) Работа с материалом слайда:
Давайте поможем зайке и лосю решить их проблему. Какой буквой нужно дополнить слова, чтобы они правильно зазвучали?
- Придумайте сказочную историю, которая могла бы произойти в лесу.
-Обратите внимание, какое это время года? Какое время суток? Докажите.
ФИЗМИНУТКА
IV. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение буквосочетаний с мягким знаком
Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)
- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)
ль вь пь рь сь мь нь бь ть
2. Теперь научимся читать слоги.
АНЬ - АТЬ
ИБЬ - ОБЬ
ОРЬ - УРЬ
ИНЬ - ЯНЬ
АЛЬ - АРЬ
3. Работа с материалом учебника:
1) А теперь познакомимся с несказочной историей. Чтение текста на (с. 11)
– О ком говорится в рассказе?
– Чем питается лось?
– Что насыпали мальчики лосю?
– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)
Назовите слова, в которых встречается ь. Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?
2) Чтение слов с. 12.
Назовите слова, которые обозначают 1 предмет, много предметов.
Можно ли сказать, что все эти слова обозначают названия животных?
-На какие 3 группы можно разделить животных? (Звери, птицы, рыбы)
3) Прочитайте слова на листках календаря. Что общего в написании названий месяцев? (ь) Какой звук смягчает ь? Назовите осенние месяцы, зимние.
В декабре ударили первые морозы!
- Как вы понимаете это выражение?
- А чем можно заняться детям с приходом зимы?
Чтение рассказа с. 12 хорошо читающим учеником.
- О каком событии рассказывается? Придумайте конец рассказа.
V. Этап рефлексии учебной деятельности
(Диалог с учеником)
- Тим, ты чем был занят на уроке?
-Познакомился с новой необычной буквой.
- А они что делали?
- Мне помогали!
-Ну и ну…
– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- В чем секрет этой буквы?
- Оцените свою работу на уроке.