Мелузова Анастасия
Конспект урока «Возникновение религий»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка группы ПНК-4Б
Мелузова Анастасия Олеговна
Специальность 44.02.02
План-конспект урока ОРКСЭ
Тема: «Возникновение религий»
Место проведения: МБОУ Средняя Школа № 12, 4А класс
Дата проведения: 21.09.21г
Учитель: Харитонова Оксана Владимировна
(ФИО) (подпись)
Методист: Беляева Ольга Львовна
(ФИО) (подпись)
Дзержинск – 2021
Публикация «Конспект урока „Возникновение религий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Тема: Возникновение религий
Класс: 4 «А»
Тип урока : Открытие новых знаний
Цель урока : формирование первоначальных представлений о языческих верованиях и монотеистической религии иудаизма
Задачи урока :
Образовательные:
1. Ввести понятие многобожие, пантеон и единобожие;
2. Создать условия для осознания того, что иудаизм – это национальная религия;
3. Познакомить с историей Ветхого Завета, через использования иллюстративного материала при просмотре мультфильма.
Развивающие:
1. Развивать умения объяснять своё отношение к прочитанному;
2. Развивать заинтересованность обучающихся к предмету ОРКСЭ через рассказ притчи, показ видео;
3. Развивать связную речь обучающихся, активизировать словарь учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитывать осознанное и уважительное отношение к истории и культуре другой религии;
2. Воспитывать культуру речи;
3. Содействовать в ходе урока формированию нравственного воспитания.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Называют значение понятий пантеон и многобожие и единобожие;
2. Называют особенности религии Иудаизм;
3. Осознают и понимают историю Ветхого Завета.
Метапредметные:
Познавательные: Понимают смысл прочитанного;
Регулятивные:
Умеют принимать и сохранять учебную задачу;
Умеют контролировать свою деятельность и деятельность партнера;
Коммуникативные:
Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
Умеют слушать и слышать собеседника.
Личностные:
Проявляют уважительное отношение к истории религии;
Проявляют интерес к уроку ОРКСЭ.
Оборудование:
для учителя: мультимедийная презентация, учебник;
для учащихся: учебник, тетрадь.
План урока :
1. Организационный момент (1мин)
2. Актуализация знаний и умений (13 мин)
3. Открытие новых знаний (20 мин)
4. Первичное усвоение знаний (3 мин)
5. Включение в систему знаний (7 мин)
6. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности (1 мин)
Ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые формы, методы, приемы и средства Формируемые УУД
Орг. момент Проверка готовности обучающихся,
их настрой на работу.
Сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Олеговна.
-Присаживайтесь.
- Ребята, прочитайте цитату Л. Н. Толстого
“Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил” (1 слайд)
- Согласны ли вы с ней?
- Во что или в кого могут верить люди?
- А вы во что верите?
-Готовятся к уроку.
-Слушают, садятся.
-Да, нет.
-В Бога, чудеса.
-В Бога, чудеса, единорога и др.
Методы: словесный, наглядный.
Форма: фронтальная.
Средства: речь учителя, речь учащегося. ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем.
РУУД: планировать деятельность на уроке.
Открытие новых знаний Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний. (2 слайд)
- В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Люди верили, что природа живая, что всё, окружающее человека – живые существа, имеющие свою силу, влияющие на жизнь и смерть людей. - Как вы думаете, по какой причине это происходило)
- Действительно, человек многое не мог объяснить, и он был тесно связан с природой.
- Проходило время, и постепенно на смену вере в духов возникала вера в богов. Между людьми, имеющими разные религиозные представления, часто
возникали противоречия, приводящие даже к войнам. Долго люди не могли понять, что различия в вероисповедании не разделяют людей, что каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать религии совсем.
- Мы с вами сейчас заглянем в мир религий. (3 слайд)
Религия – это вера в сверхъестественное, чудо, с набором определенных правил поведения в жизни.
- Мировые религии вобрали в себя множество разнообразных традиций народов разных стран, определили образ жизни и мыслей миллионов людей.
- Вы уже знаете, что религия существовала с глубокой древности. Как назывались верования самых древних людей. -Прочитайте текст на странице 10. Найдите ответ на вопрос: Почему древни люди заботились о душах своих предков?
-Сейчас я загадаю вам загадки с описанием духов, вам нужно выяснить о ком идёт речь.
- Покровитель дома. Славяне верили, что им становится после смерти первый хозяин дома. Обычно он невидим, но иногда показывается людям в виде старика с длинными седыми волосами. (Домовой)
(4 слайд)
- Следит за животными и деревьями, наказывает тех, кто без надобности губит природу. Может принимать различный облик - бесхвостого медведя, ягненка, коня, кота, совы или даже гриба, и легко меняет свой рост: в поле ниже травы, а в лесу выше деревьев. Но может также обернуться стариком с длинной бородой, или человеком в лаптях, надетых не на ту ногу. (Леший) (5 слайд)
- Лохматый бородатый старик, покрытый тиной или рыбьей чешуей. Голова огромная, выпученные мутные глаза, как у рыбы, зеленые волосы, а между пальцев утиные перепонки. Иногда он появляется среди людей, как обычный человек, но одежда у него мокрая, в заплатках и надета наизнанку. На земле он слабеет и спешит укрыться под воду. (Водяной) (6 слайд)
-Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. В древних государствах —
Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии — люди верили в то, что богов много и
каждый бог имеет свою «специализацию».
Были боги, которые покровительствовали ремёслам или искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги назывались пантеоном. То есть пантеон - это группа Богов, принадлежавшие к одной религии или мифологии. Религия, в которой почитается много
богов, называется многобожием. (7 слайд)
У вас в учебнике есть интересная рубрика на стр. 10, давайте почитаем про египтян.
Первым народом, который поверил в Единого Бога, был народ иудейский (еврейский). (8 слайд)
Иудаизм – это национальная религия, это та самая религия, которая перестала верить во множество Богов, а стала верить в одного Бога, Единого, вездесущего Бога. Чем объединены все мировые религии, как вы думаете? Тем, что они верят в одного и того же Бога. Поэтому мы можем жить в мире и ничего не делить, по сравнению с язычниками. По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам. (9 слайд)
- В стране Халдейской, недалеко от Вавилона жил Авраам. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую. Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое”. Он повиновался Господу и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. С тех пор евреи зовут эту землю Землёй Обетованной (7 слайд)
Вскоре у Авраама родился сын, так начался род иудеев, или, как их потом стали называть, евреев. Прошли годы, и в земле Ханаанской наступил голод. Иудеи переселились в Египет. Где вскоре с ними стали жестоко обращаться.
(Просмотр мультфильма).
Он ушёл из страны
своих предков и поселился в земле Ханаан,
обещанной ему Богом (в наше время-это территория государства Израиль). С тех
пор иудеи зовут эту землю Землёй Обетованной (обещанной). Через некоторое время
здесь наступил голод, и потомки Авраама со своими семьями переселились в Египет. Со
временем евреи оказались на положении рабов: выполняли тяжёлую работу и подвергались жестокому обращению. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. (10 слайд) Когда Моисей вырос,
Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ.
Моисей повёл свой народ обратно в Землю
Обетованную. Сорок лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички — скрижали, на которых были записаны
заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор
(Завет). (11 слайд) Завет – это древнее слово, старое понятие закона, это рассказ об истинном отношении людей и Бога. Но не каждому же человеку дано увидеть Бога, кто же составлял эти рассказы?
Эти рассказы составляли избранные люди, этих людей называют пророками. Они могли рассказывать то, чего никто еще не знал, но Господь глаза им открывал. Согласно этому Завету Бог оберегает
свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди. А почему заповеди Бога записывали на каменных скрижалях? Для того, чтобы они оставались вечными с ними.
-Религия с латинского – «связывать», «соединять».
-Слушают учителя, думают.
-Древние люди верили, что окружающий мир населен духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре.
-Читают интересную рубрику из учебника.
-Мировые религии верят в Единого Бога.
-Смотрят мультфильм.
-Слушают учителя.
-Для того, чтобы они оставались вечными с ними.
Формы: фронтальная.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Средства: речь учителя, речь учащегося. КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения.
ПУУД: учить анализировать сказку, уметь выявлять сущность объектов.
ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному.
РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.
Учиться работать по предложенному учащимися плану.
Первичное усвоение новых знаний. Продолжают узнавать про иудейский народ. Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там своё царство. Чтобы почитать своего Бога, они построили в городе Иерусалиме (12 слайд)
Храм. Однако через некоторое время на царство иудеев напали могущественные соседи. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в другое государство — Вавилонию. После падения Вавилонии иудеи смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм Единого Бога.
Однако нашествия продолжались, и в конце концов власть над землями иудеев перешла в руки римлян.
-Слушают учителя.
Методы: словесный, наглядный.
Формы: фронтальная. ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее.
КУУД: уметь слушать и понимать других.
ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному.
Включение в систему знаний Организовать
выполнение разгадывания учащимися кроссворда. Наш урок подходит к концу, завершить я его хочу разгадыванием кроссворда. (13 слайд)
1. Как называется религия, в которой почитается много Богов? (Многобожие)
2. Кто по преданию, считается родоначальником евреев? (Авраам)
3. Как называется группа Богов, которая принадлежала к одной религии или мифологии? (Пантеон)
4. Как зовут мальчика, которому Бог велел вызволять из рабства еврейский народ? (Моисей)
5. Как называются каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу? (Скрижали)
6. Как называется рассказ об истинном отношении людей и Бога? (Завет)
Кроссворд (14 слайд)
-Отгадывают кроссворд
Формы: фронтальная, индивидуальная
Метод: словесный.
РУУД:
-Умеют контролировать свою деятельность;
ПУУД:
-Умеют структурировать информацию и знания в нужной форме;
-Умеют анализировать полученную на уроке информацию;
КУУД:
- Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-Умеют слышать и слушать собеседника, учителя.
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности Подвести итоги урока, узнать впечатления учащихся после сложной интересной темы. Скажите мне, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня на уроке?
Рефлексия:
Что вам запомнилось больше всего?
За что вы бы похвалили себя?
Что у вас особенно получилось?
Какое настроение у вас после урока?
- Многобожие, пантеон и единобожие
-Фильм о истории Ветхого Завета
-Ответы детей
-Хорошее Формы: Фронтальная РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности.
КУУД: уметь слушать и понимать других.