Татьяна Колодина
Конспект урока музыки в 4 классе «Музыка и танцы народов мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок музыки «Музыка и танцы народов мира» 4 класс
Цель урока : овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся;
закрепить и обобщить знания о танцах народов мира, их особенностях
Задачи урока :
Образовательные:
Публикация «Конспект урока музыки в 4 классе „Музыка и танцы народов мира“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки, --конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов, национальном костюме
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений танцевальных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
Развивающие:
-развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
-совершенствовать вокально-хоровые навыки;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки
Задачи воспитательные:
-помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
-содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
-активизировать творческие способности.
- привитие уважения к культуре русского народа, культуре народов других стран, развивать чувство толерантности
Задачи коррекционно-развивающие:
-корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать положительные эмоции
-корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учащимися и учителем
Оборудование
Тип урока :
Урок закрепления и обобщения знаний
Учащихся в классе (аудитории) :
10
Используемые учебники и учебные пособия:
Используемая методическая литература:
Дополнительная литература:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. WindowsDVD-2006
Используемое оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, музыкальный центр, синтезатор, дидактический материал, сборники песен, презентация к уроку «Танцы народов мира»
Используемые ЦОР:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(https://school-collection.edu.ru) :
Краткое описание:
Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме «Танцы народов мира» по программе И. Евтушенко применением ИКТ.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор
Аккордеон, синтезатор
Музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубен, румба, маракасы)
Дидактический материал, иллюстрации, элементы национального костюма
Ход урока
1. Орг. момент
Звенит звонок! Вы все в порядке?
Я вас приветствую, ребятки!
Музыкальное приветствие
Учитель: тема нашего урока «Танцы народов мира»
Пусть на нашей огромной планете
Дружит музыка, танец и дети!
У каждого народа планеты Земля своя музыкальная культура, танцы.
(работа с компьютером)
Посмотрите, какие они разные, но у всех танцев есть общие черты
Давайте назовём Приём «Шаг за шагом»
Ученики
Танец – это:
музыка, движение, ритм, акценты, настроение
(проговаривание слов)
Учитель:
Назовите танцы уже известные вам. Приём «Послушать-сговориться-обсудить»
У ребят на парте лежат таблички с названиями танцев.
1. Во время звучания музыки надо определить танец и поднять табличку с названием
2. Подобрать табличку с характером музыки танца
(работа у доски)
1. «Ламбада» - латиноамериканский танец
Быстро, зажигательно
2. Танец «Лезгинка» - кавказский танец
(иллюстрация на компьютере)
Гордо, с акцентами
3. Вальс «Тирольский»
Иллюстрация танца
Плавно, медленно
4. Танец «Полонез» Ф. Шопена
(портрет композитора)
Торжественно, танец-шествие
5. Танец «Барыня» - русский народный танец
(Иллюстрация танца)
Задорно, весело
6. Танц «Полька» - чешский народный танец
(иллюстрация танца)
Легко, быстро
Учитель:
Молодцы, ребята! А теперь правильно расположите таблички на доске, откуда к нам пришли эти танцы Приём «Ассоциативный ряд»
Показывают жестами характерные движения танцев
Показ расположения стран на глобусе (учитель)
Полька – Чехия
Полонез – Польша
Лезгинка – Кавказ
Вальс – Германия
Барыня – Россия
Ламбада - страны Латинской Америки
Учитель:
Когда люди танцевали, они напевали мелодию, поэтому многие танцы стали песнями.
Мы звуки вместе пропеваем,
Распевку дружно начинаем.
Распевание
Подготовка к вокально-хоровой работе (использование синтезатора)
«Музыкальная голосилка»
«Оса» на гласные
«Эхо» (на развитие чистоты интонирования)
Учитель:
Приняли позу исполнителя.
Руки на коленях, спина прямая
Мы исполним фрагменты разученных ранее песен – танцев
Вокально-хоровая работа
Проговаривание слов песни, отработка ритма
Исполнение с танцевальными движениями, с аккомпанементом
(аккордеон) Приём «Пластическое интонирование»
1. «Лезгинка»
2. «Полька» - чешская народная песня-танец
1. Вокально-хоровая работа над песней
Светит в небе солнышко, солнышко
Золотое донышко, донышко.
Шепчет ветер облачку, облачку,
Ну-ка, спляшем полечку, полечку.
Припев:
Тра-ля-ля
Ну-ка, спляшем полечку, полечку.
2. Отработка с танцевальными движениями
Куплет: пение
Припев:
Повороты туловища с полуприседанием влево, вправо
Хлопки руками
2 куплет
Учитель:
Назовите музыкальные инструменты, звучащие во 2-м куплете
Покажите, как надо на них играть
Скрипка, флейта, труба
Отработка с аккомпанементом
3 куплет
Повторение танцевальных движений :
Руки сами хлопают, хлопают.
Ноги сами топают, топают.
Дружит танец с песенкой, песенкой.
Всем ребятам весело, весело.
Припев:
Исполнение песни с движениями под аккомпанемент аккордеона
Учитель:
Молодцы, ребята! Так что же нужно, чтобы танец был ярким, интересным?
Ученики:
Музыка, настроение, музыкальные инструменты
Учитель:
Мы живём в России, и чтобы продолжить традиции наших дедов, с любовью разучиваем песни и танцы нашего народа. А какие русские народные инструменты мы знаем?
Ну-ка, ребятки, отгадайте загадки!
Работа с компьютером
Загадки о русских народных музыкальных инструментах
Названия музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов (учащиеся читают с компьютера загадки, проговаривают хором ответ)
1. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Гармонь
2. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт, заливается.
Как называется?
Балалайка
3. На балалайку я похожа,
Но покруглее буду всё же
Домра
4. Срежу я с берёзы три пруточка –
Сделаю из них я три гудочка
Дудочка
5. В него мы будем ударять,
И ритм для танца создавать
Бубен
6. Деревянные подружки
Веселушки – постукушки
Деревянные ложки
Учитель:
Молодцы! Давайте возьмём в руки деревянные ложки и исполним с задором русскую народную плясовую песню «Светит месяц»
Отработка ритма на музыкальных инструментах (ложки)
1 куплет
Два хлопка справа, пауза
Два хлопка слева, пауза (2 раза)
Три хлопка справа, пауза.
Три хлопка слева, пауза (2 раза)
2 куплет
2 хлопка перед грудью, 2 хлопка по коленям
Два хлопка по выставленной на каблук правой ноге
Покрутить ложками перед грудью
2 хлопка перед грудью, 2 хлопка по коленям
Два хлопка по выставленной на каблук левой ноге
Покрутить ложками перед грудью
3 хлопка справа, пауза,
3 хлопка, слева, пауза (2 раза)
Учитель:
Молодцы, ребята!
Когда мы вместе соберёмся,
Оркестром дружным назовёмся.
(Иллюстрация на мониторе оркестра русских народных инструментов)
А теперь, давайте, сами организуем оркестр.
(учитель раздаёт ложки, трещотки, бубны, треугольники, румбу, проговаривая хором названия музыкальных инструментов)
Посмотрите, с каким настроением играют ребята в оркестре!
Видеофрагмент «Русские переплясы»
Исполнение в ансамбле с учителем
Итог урока
Учитель:
Что мы сегодня доказали на уроке?
Танец – это движение, здоровье, музыка, настроение!
А ещё танец нас подружил, ведь мы исполняли танцы разных народов мира, узнали о народном костюме, народной музыке. Приём «Изобретательские задачи»
Дома вы подготовите книжки – малышки о танцах и песнях народов нашей планеты. (Картинки костюма, тексты песен)
Вы все старались, отвечали.
Желаю жить вам без печали!
Завершим наш урок песней о дружбе
Гости урока помогают исполнению песни, подыгрывая на ударно-шумовых музыкальных инструментах
Исполнение песни «Дружат дети всей Земли» Львова -Компанейца
Прием «Хочу спросить».
Рефлексия деятельности.
-Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок?
-Всё ли вам удавалось легко?
Прием «Два смайлика» Дети поднимают смайлик с грустным или весёлым выражением
Мы сегодня хорошо поработали.
VIII. Итог (1 мин.)