Афанасьева Кристина Васильевна
Конспект урока и презентация «Образы симфонической музыки»
▼ Скачать
Тема урока : «Образы симфонической музыки».
Г. Свиридов «Метель» Музыкальные иллюстрации».
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с историей создания произведения;
Публикация «Конспект урока и презентация „Образы симфонической музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;
- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.
- Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
- Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;
- Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :
Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».
Ход УРОКА:
I. Организационный момент (2мин)
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.
II. Основная часть (30мин)
Слайд №1
- Ребята, перед вами портреты русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина и советского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
Выслушиваю ответы детей.
- Понятно, что они создали, что - то совместно. Но Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А. С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А. С Пушкина было положено в основу, об этом я вам кратко расскажу.
Слайд №2
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале 19 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
Слайд №3
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.
В золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью» это наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина, которая дала гениальные произведения разных жанров.
Почему же А. С. Пушкин назвал повесть «Метель»? Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.
В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.
Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.
Историю третьего героя в повести «Метель» — Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.
Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.
В 1964 году композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести.
Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.
-Давайте вспомним, что такое «сюита»?
Выслушиваю ответы детей.
Слайд №4
Сюита - (от французского - ряд, последовательность, инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей.
- А что такое иллюстрации?
Выслушиваю ответы детей.
Слайд №5
- Правильно, иллюстрация - это изображение (рисунок, фотография, гравюра, поясняющее текст.
Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации?
(дети рассуждают и приходят к единому мнению)
Слайд №6
- Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.
Слайд №7
- Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель».
Слайд №8
Тема урока : «Образы симфонической музыки».
Запишите в тетради.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций первая пьеса. Музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы.
Слайд №9
Эта пьеса иллюстрирует эпиграф к повести:
- Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы (Жуковский)
- Ваша задача послушать пьесу, придумать ей название.
Слушание Пушкин - Свиридов «Тройка» (Метель)
- Какое название подходит данному произведению?
Выслушиваю ответы детей.
Учитель: Вы сейчас послушали пьесу из цикла музыкальных иллюстраций Георгия Васильевича Свиридова «Тройка» (Метель).
Литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику
русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и «виновниц» всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера.
Слайд №10
Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:
«Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…»
- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».
- Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной, какие инструменты звучат, как и для чего.
Слайд №11
Повторное слушание Пушкин - Свиридов «Тройка» (Метель)
(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)
0:00 - Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса.
0:26 - Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека! Сквозь метель! Сквозь пургу!
0:52 - И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя, чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа!
1:00 - Эта песня длится, переходит к кларнету, и, затем, её подхватывает фагот,
1:09 - наконец, скрипки.
1:50 - Обвивается подголосками
2:12 - и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии.
2:30 - Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.
(музыка закончилась)
III. Итог. (12мин)
- Мы вместе разобрали музыку пьесы и выполнили цель нашего урока : На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
- Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?
Выслушиваю ответы детей.
- Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.
Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.
Слайд №12
Вокально – хоровая работа над песней «Мы желаем счастья вам»
Выразительное исполнение песни
1. В мире, где кружится снег шальной, где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую ждём порой мы весть,
Чтобы было легче в трудный час, нужно верить каждому из нас,
Нужно верить каждому в то, что счастье есть.
Припев: Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам, пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
2. В мире, где ветрам покоя нет, где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней нам часто снится дом,
Нужно и в грозу, и в снегопад, чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд согревал теплом.
Припев: Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам, пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Мы желаем счастья вам,
Мы желаем счастья вам,
Мы желаем счастья вам!
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Выслушиваю ответы детей
- Какие открытия сделали для себя? Выслушиваю ответы детей
- Вам было интересно? Выслушиваю ответы детей
- А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова? Да.
- Сколько пьес нам осталось разобрать? 9
- Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.
- За активную работу на уроке получают оценки…
- А теперь всего доброго. До новых встреч!