МААМ-картинки

Конспект урока и презентация «Образы симфонической музыки»

Афанасьева Кристина Васильевна
Конспект урока и презентация «Образы симфонической музыки»
▼ Скачать

Тема урока : «Образы симфонической музыки».

Г. Свиридов «Метель» Музыкальные иллюстрации».

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

ЗАДАЧИ:

- познакомиться с историей создания произведения;

Публикация «Конспект урока и презентация „Образы симфонической музыки“» размещена в разделах

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.

- Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

- Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

- Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :

Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».

Ход УРОКА:

I. Организационный момент (2мин)

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

II. Основная часть (30мин)

Слайд №1

- Ребята, перед вами портреты русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина и советского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Выслушиваю ответы детей.

- Понятно, что они создали, что - то совместно. Но Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А. С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А. С Пушкина было положено в основу, об этом я вам кратко расскажу.

Слайд №2

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале 19 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

Слайд №3

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

В золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью» это наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина, которая дала гениальные произведения разных жанров.

Почему же А. С. Пушкин назвал повесть «Метель»? Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» — Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести.

Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

-Давайте вспомним, что такое «сюита»?

Выслушиваю ответы детей.

Слайд №4

Сюита - (от французского - ряд, последовательность, инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей.

- А что такое иллюстрации?

Выслушиваю ответы детей.

Слайд №5

- Правильно, иллюстрация - это изображение (рисунок, фотография, гравюра, поясняющее текст.

Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации?

(дети рассуждают и приходят к единому мнению)

Слайд №6

- Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

Слайд №7

- Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель».

Слайд №8

Тема урока : «Образы симфонической музыки».

Запишите в тетради.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций первая пьеса. Музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы.

Слайд №9

Эта пьеса иллюстрирует эпиграф к повести:

- Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокой…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий…

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы (Жуковский)

- Ваша задача послушать пьесу, придумать ей название.

Слушание Пушкин - Свиридов «Тройка» (Метель)

- Какое название подходит данному произведению?

Выслушиваю ответы детей.

Учитель: Вы сейчас послушали пьесу из цикла музыкальных иллюстраций Георгия Васильевича Свиридова «Тройка» (Метель).

Литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику

русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и «виновниц» всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера.

Слайд №10

Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:

«Любить, так любить.

Гулять, так гулять.

Стрелять, так стрелять…»

- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

- Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной, какие инструменты звучат, как и для чего.

Слайд №11

Повторное слушание Пушкин - Свиридов «Тройка» (Метель)

(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

0:00 - Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса.

0:26 - Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека! Сквозь метель! Сквозь пургу!

0:52 - И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя, чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа!

1:00 - Эта песня длится, переходит к кларнету, и, затем, её подхватывает фагот,

1:09 - наконец, скрипки.

1:50 - Обвивается подголосками

2:12 - и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии.

2:30 - Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

(музыка закончилась)

III. Итог. (12мин)

- Мы вместе разобрали музыку пьесы и выполнили цель нашего урока : На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

- Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

Выслушиваю ответы детей.

- Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.

Слайд №12

Вокально – хоровая работа над песней «Мы желаем счастья вам»

Выразительное исполнение песни

1. В мире, где кружится снег шальной, где моря грозят крутой волной,

Где подолгу добрую ждём порой мы весть,

Чтобы было легче в трудный час, нужно верить каждому из нас,

Нужно верить каждому в то, что счастье есть.

Припев: Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,

Как солнце по утрам, пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

2. В мире, где ветрам покоя нет, где бывает облачным рассвет,

Где в дороге дальней нам часто снится дом,

Нужно и в грозу, и в снегопад, чтобы чей-то очень добрый взгляд,

Чей-то очень добрый взгляд согревал теплом.

Припев: Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,

Как солнце по утрам, пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Мы желаем счастья вам,

Мы желаем счастья вам,

Мы желаем счастья вам!

РЕФЛЕКСИЯ:

- Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Выслушиваю ответы детей

- Какие открытия сделали для себя? Выслушиваю ответы детей

- Вам было интересно? Выслушиваю ответы детей

- А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова? Да.

- Сколько пьес нам осталось разобрать? 9

- Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

- За активную работу на уроке получают оценки…

- А теперь всего доброго. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Русские народные инструменты». Конспект урока музыки во 2 классе Губарь Оксана Ивановна МБОУ «СОШ №9 с. Хвалынка» Предмет: Музыка УМК: «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Класс:2 Тип урока:.

Конспект занятия и презентация урока русского языка в 4 классе «Время глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Время глагола Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам». Задачи:.

Конспект открытого урока для учащихся 6 классов «По страницам музыки А. Вивальди» Конспект открытого урока музыки по теме: «По страницам музыки А. Вивальди» с использованием информационно - коммуникативных технологий для.

Конспект урока музыки «Казахская инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе» Фамилия, имя, отчество автора (соавторов, Кобзева Александра Ильинична Место работы РК, Акмолинская область, г. Кокшетау, КГУ СШ № 14 Должность.

Конспект урока музыки в четвертом классе «Весеннее настроение в музыке и живописи» Конспект урока музыки в 4-м классе по теме: «Весеннее настроение в музыке и живописи» (на экран) Мазитова Д. И. учитель, музыки и пения.

Конспект урока музыки с применением ИКТ «Марш» Конспект урока по музыке Предмет: Музыке Тема урока: «Кит - Марш» Цель: Формирование умения выделять существенные признаки марша, как жанра.

Презентация «Конспект урока по родному языку в 4 классе «Предложение с однородными второстепенными членами» .

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Конспект урока по слушанию музыки в 1 классе «Средства музыкальной выразительности» Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс. Тема: Средства музыкальной выразительности. Выполнила: педагог музыкально – теоретических.

Урок музыки и пения в седьмом классе «Сила симфонической музыки» Урок музыка и пение 7 класс Сила симфонической музыки Знакомство с симфоническим оркестром. Цель: сформировать представление об оркестре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока и презентация «Образы симфонической музыки»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 12:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока и презентация «Образы симфонической музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Афанасьева Кристина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД