Татьяна Федотова
Конспект урока для обучающихся с ментальными нарушениями и ТМНР «Речь и альтернативная коммуникация. Зима. Животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика класса: в классе обучаются 5 детей с ментальными нарушениями и ТМНР. У всех обучающихся нарушение опорно-двигательного аппарата, зрения, речи. У двух детей – нарушение аутистического спектра. Все дети нуждаются в организации коммуникации с использованием альтернативных средств : изображение, жест, движение, мимика и т. д. Всем детям рекомендовано сопровождение тьютора. В процессе урока тьютор сопровождает детей, нуждающихся в создании особых условий. Оказывает им разноуровневую помощь.
Темочки:
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Социализация. Конспекты занятий
- ТМНР. Конспекты
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Цель: формирование представлений о зиме, о жизни животных зимой
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать представления о жизни животных зимой через работу с изображениями, текстами; через использование игровых приемов
Воспитательная: учить детей заниматься в группе, помогать другому, выполнять инструкции учителя,
Коррекционная: упражнять в использовании альтернативных средств коммуникации : чтение изображений, использование жестов, движений, мимики.
Ход:
1. Вводная часть. 5 мин. Сообщение темы через вводную беседу.
Учитель последовательно предъявляет детям пиктограммы «животные», «лес». С опорой на изображения проводит беседу. Задаё т вопросы: это кто? (животные, это что? (лес). Подводит к тому, что сегодня будем говорить о диких животных. Они сами добывают себе пропитание, строят жилища.
Учитель предъявляет пиктограммы «зима», «снег», «лёд», «холодно». Дети читают, изображают жестами, движениями, голосом эти понятия. Учитель подводит к тому, дикие животные приспосабливаются к суровым условиям зимы.
2. Основная часть 30 мин
2.1 «Как медведь приспосабливается к зиме»
Учитель показывает пиктограмму «медведь». Это кто? Выслушивает ответы разными способами: словом, жестами, движениями. Учитель: поговорим о том, как медведь приспосабливается к зиме.
Учитель берет в руки меховую игрушку «медведь» и говорит: медведь летом и осенью ест ягоды, сладкие коренья, мёд, рыбу. Учитель продолжает: с наступлением холодов медведь находит удобную ямку и подгребает в неё опавшие листья. Учитель берёт миску (это ямка, подходит к детям. У детей на подносах листья. Каждый ребёнок кладёт в миску осенние листья. Учитель: медведь ложится на мягкую постель и засыпает.
Учитель: начинает идти снег. Он засыпает всё вокруг. Снежинки падают и на медведя. Учитель со «спящим» медведем подходит к детям, и каждый ребенок кладёт на медведя снежинки. Учитель подсказывает: снежинка упала на ухо, на лапу и т. д. Так весь медведь покрывается снежинками. Учитель: снежный домик медведя называется «берлога». Медведь проспит в берлоге до весны без пищи.
2.2 «Как заяц приспосабливается к зиме»
Учитель показывает пиктограмму «заяц». Это кто? Выслушивает ответы разными способами: словом, жестами, движениями (зависит от возможностей детей). Учитель: поговорим о том, как заяц приспосабливается к зиме.
Учитель показывает детям лист белой бумаги и сообщает детям, что это «снежная полянка». Каждому ребенку на стол кладётся «снежная полянка».
Учитель показывает плоскостного зайца серого цвета. Раздаёт каждому ученику зайца, предлагает расположить его на «снежной полянке». Уточняет цвет зайца и обращает внимание на то, как заметен серый заяц на белой поляне.
Учитель предлагает детям «переодеть» зайца в белую шубку: раздаёт детям плоскостное изображение зайца белого цвета. Дети накладывают одно изображение на другое. Учитель: заяц поменял шубку и стал менее заметен на снегу.
А ещё заяц умеет запутывать следы. Он делает петли и так спасается от врагов. Детям раздаются подносы с крупой манкой. Учитель предлагает помочь зайцу убежать от лисы: делать петли из следов пальчиками, произнося «прыг-прыг»
2.3 «Как белка приспосабливается к зиме».
Учитель показывает пиктограмму «белка». Это кто? Выслушивает ответы разными способами: словом, жестами, движениями (зависит от возможностей детей).
Учитель показывает лист с изображением зимнего леса, раздаёт листы каждому ребёнку. Учитель показывает изображение белки и уточняет: она рыжая. Предлагает детям «поселить зверька в своём лесу». Обращает внимание детей на то, что в зимнем лесу рыжая белка очень заметна. Предлагает переодеть белку в серую шубку. Дети накладывают изображение серой белки на плоскостную фигурку рыжей белки. Учитель: серая шубка менее заметна в зимнем лесу, она густая, тёплая. Белка не замёрзнет зимой.
А ещё белка хорошая хозяйка: всё лето и осень белка делает запасы грибов, орехов, ягод. Прячет их под камешки, в дупло, в расщелины дерева.
2.3.1 Упражнения по уровням развития. 1 уровень упр. «Нанизывание грибов на веточки»; «Сортировка мелких ягод по цвету». 2 уровень упр. «Складывание орехов из 1 миски в 2». 3 уровень «Собирание грибов со стола в 1 миску».
3. Заключительная часть. 5 мин. Заключительная беседа.
Подводится итог: сегодня мы говорили о том, как животные готовятся к зиме и как выживают в суровых условиях зимы. Учитель в процессе заключительной беседы использует изученные пиктограммы «зима», «животные», «медведь», «заяц», «белка». Стимулирует детей участвовать в беседе.