Елена Татарникова
Конспект учителя-дефектолога открытой образовательной деятельности по лексической теме «Игрушки»
Цель: обобщить знание детей по лексической теме «Игрушки».
Образовательная область : «Речевое развитие».
Задачи:
Образовательные :
• Закрепить обобщающее понятие игрушки. Обогащать лексический словарь по теме «Игрушки», существительными (обозначающими названия игрушек); способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки; уточнять причинно-следственные связи (для чего нужны игрушки, для того чтобы ими играть).
Публикация «Конспект учителя-дефектолога открытой образовательной деятельности по лексической теме „Игрушки“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Продолжать развивать умение детей дифференцировать предметы по величине (разложи и собери матрешку; покажи картинки с маленькими и большими игрушками).
• Продолжать развивать умение детей соотносить по образцу три геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).
• Продолжать развивать умение детей соотносить по образцу два основных цвета (красный, желтый, используя доступные речевые средства.
Коррекционно-развивающие:
• Формировать элементарные навыки фразовой речи, побуждая детей к высказыванию, отвечать на вопросы педагога; упражнять в понятном произношении слов.
• Развивать глубокий вдох и плавный длительный выдох «Помоги самолетику взлететь».
• Развивать артикуляционную моторику.
• Развивать двигательную активность, путем использования здоровье-сберегающих технологий (пальчиковая гимнастика «Барабан», физкультминутка «Самолет построим сами …»); развивать умение детей выполнять действия соотнося со словом.
• Развивать мелкую моторику.
• Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности, чувство взаимопомощи, умение работать дружно.
• Воспитывать положительное отношение к занятию, окружающим детям, педагогу.
Предварительная работа:
• Рассматривание картинок с изображением игрушек.
• Проведение дидактических игр, пальчиковой гимнастики, подвижной деятельности.
• Прослушивание стихотворений А. Барто «Игрушки».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактические игры, использование художественной литературы.
Оборудование:
Игрушки : кукла, зайчик, самолет, лошадка, мишка, две машины, красная и синяя; две матрешки, кубики (красные и желтые). Картонные, разноцветные матрешки с изображением геометрических фигур и к ним картонные фигуры для соотнесения. Пособие для развития дыхания «Бумажный самолетик, прикрепленный ниткой к картону». Маленькие деревянные игрушки с отверстием, для сбора бус. Картинки с изображением игрушек. Магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Подгруппа детей вместе с учителем-дефектологом входит в групповую комнату.
-Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста с ними.
-Обратите внимание, какие игрушки есть в нашей группе.
Педагог ведет детей к игровому уголку и проговаривает рифмованную миниатюру:
С вами в группу мы пришли
И к игрушкам подошли :
-Здравствуйте, игрушки,
Куклы и зверюшки,
Будем с вами мы играть,
И не будем мы скучать.
2. Основная часть:
• - Присаживайтесь, ребята, за стол. А давайте, мы с вами рассмотрим яркие, красивые картинки. Я буду вам показывать, а вы будете говорить, что вы видите. (Педагог показывает картинки с изображением игрушек, и спрашивает, что дети видят на картинках.)
- Как мы это назовем одним словом? ( Дети отвечают: «Игрушки»).
• Упражнение на дыхание: «Помоги самолетику взлететь».
Бумажное пособие (к картону ниткой прикреплен бумажный самолетик). Инструкция для ребенка: Помоги самолетику взлететь. Дети дуют на бумажный самолетик.
• Пальчиковая гимнастика: «Барабан».
Бум, бум барабан.
Что за шум, что за гам? (поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными палочками)
Бум, бум барабан.
Просыпайтесь по утрам. (поочередно стучать по столу кулачками)
• Артикуляционная гимнастика:
Длительно тянуть звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).
Кукла не хочет спать: «АХ, АХ, АХ».
Длительно тянуть звук «У», летит самолет (вытянув при этом губы трубочкой).
Мотор работает: «ТУ, ТУ, ТУ».
Длительно тянем звук «О», у зайки болит зуб (округлить рот и чуть вытянуть в перед губы).
Жалко зайку: «ОХ, ОХ, ОХ».
Длительно тянем звук «И», лошадка поет песенку (при этом губы в улыбке).
Потом лошадка запела: «Иго, го».
• Раздается стук. Педагог спрашивает детей:
-Ребята, слышите кто-то стучит. Наверное, к нам кто-то пришел в гости. Смотрите, это мишка, он принес вам кубики, разные по величине, большие и маленькие и две машины, большую и маленькую. Мишка хотел, чтобы вы разложили кубики в машины: в большую большие, в маленькую маленькие. (Дети раскладывают кубики).
- А теперь давайте вместе с мишкой поиграем в игру «Самолет».
• Физкультминутка: «Самолет построим сами…»
Педагог рассказывает детям стихотворение А. Барто «Самолет» и выполняет вместе с ними движения.
-Ребята, давайте возьмем мишку с собой, он сядет с нами за стол и будет играть.
Дети садятся на места.
- Давайте покажем мишке, как мы умеет разбирать и собирать матрешку. «Разложи матрешку». (Раскладываем и собираем с детьми 3-х составную матрешку.)
- Поиграем в игру «Большой-маленький». Где большая пирамида? Покажи. Где маленькая? Покажи. Какие это кубики? (Дети находят, по просьбе взрослого, изображение маленьких и больших игрушек).
- А теперь давайте покажем мишке, как мы с вами украшаем матрешек. Игра «Укрась матрешек». Дети подбирают по цвету (красный, синий, желтый, зеленый) платочки и рисунок из геометрических форм (квадрат, круг, треугольник).
- Ребята, мишка долго с нами играл, ему пора уходить. Давайте сделаем ему подарок, наденем на шнурок маленькие игрушки. (Дети нанизывают на шнурок игрушки).
- У мишки есть сундучок, давайте ему туда положим подарок.
3. Итог занятия:
Подведение итога, напутствие, пожелания, положительная оценка занятия.
- Молодцы, ребята. Вы правильно выполняли все задания, и мишка тоже хочет сделать вам подарок. Это сладкое угощение, берите. Скажем мишке: «Спасибо».