Сивикова Наталья Сергеевна
Конспект учебного (открытого) занятия «Как рубаха в поле выросла!»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 55 Мишутка города Смоленска
Тема:
Конспект учебного (открытого) занятия
Воспитатель:
Сивикова Наталья Сергеевна
Смоленск 2020
Конспект учебного (открытого) занятия
Открытое занятие на тему «Как рубаха в поле выросла!»
Публикация «Конспект учебного (открытого) занятия „Как рубаха в поле выросла!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Предварительная работа:
Повторение сказок: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем.»,
А. Толстои "Бобовое зернышко", "Чудесная прялка" А. Раков
Разучивание пословиц и поговорок о трудолюбии и лени.
Подвижная игра «Веретено», «Челночек», «Овца и пастух».
Актуальность: Ручное ткачество заключается в том, что с древних времён и до наших дней являются неотъемлемой частью быта (предметы интерьера, одежды и аксессуары) и всегда востребованы человеком.
Занятия по данной теме способствуют развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторики рук, терпению и усидчивости. А так же приобретению и развитию таких качеств, как аккуратность, ответственность, любознательность, самостоятельность, умение организовать своё рабочее место, планировать свой трудовой процесс, контролировать результаты труда. Ручное ткачество, как вид декоративно-прикладного искусства дает возможность учащимся приобщаться к истокам и традициям данного ремесла.
Цель занятия :
Формирования у дошкольников базовых знаний и умений во время занятий по прядению из шерсти.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с ручным ткачеством.
2. Развивать кругозор дошкольников.
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Познакомить детей с выражениями и поговорками.
5. Формирование интереса к истории и культуре родного края.
6. Воспитание усидчивости, внимательности и трудолюбия у дошкольников.
Материалы:
- Образец поделки.
- Образец веретена.
- Шерсть.
- Чесалки для шерсти.
Конспект занятия.
-Здравствуйте, мои маленькие гости. Я очень рада вас видеть.
У нас сегодня с вами будем удивительное путешествие в прошлое.
Хотите отправиться в путешествие?
- Да!
-Хорошо. Но, вам надо сначала посмотреть друг на друга. Очень внимательно.
- Хорошо. (дети рассматривают себя)
-Что же у вас такого интересного?
-На нас много одежды!
-Правильно! Молодцы! Одежда всегда присутствует у нас. Посмотрите на меня внимательно, какая на мне одежда?
- Интересная. Необычная. Она шерстяная. Но, не вся.
-Хорошо! А какие виды материала вы знаете, кроме шерсти?
- Лён, конопля, шелк, крапива, хлопок.
-Молодцы! Правильно! А кто может назвать самый дорогой и самый дешевый материал того времени?
- Шелк и шерсть.
- Очень хорошо. Правильно! Вот на мне шерстяной сарафан, а на вас есть шерстяные вещи?
-Почти нет. В основном это хлопок или синтетика.
-Верно. В современном обществе все меньше требуются шерстяные вещи. И мы всё реже их видим.
-Обратите свое внимание на этот стенд. У нас с вами здесь находятся предметы ткачества. Назовите их пожалуйста.
- Шерсть, лён, веретено, деревянные дощечки, чесалки для шерсти, ткань домотканая, шерстяные пояса, шерстяной коврик, челнок, маленький ткацкий станок.
- Вы все верно назвали!
А давайте мы с вами поиграем?
-Да!
Игра «Челночек»
-Вам понравилась игра?
-Да.
-Прекрасно. Продолжим с вами беседу. Может быть кто-нибудь знает пословицы и поговорки о труде или лени?
-Да. (дети их рассказывают)
-Вот какие вы молодцы! Вы очень много знаете пословиц и поговорок, а знает ли кто такие сказки?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
- Да! Это сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем.»
-Хорошо. А вот эта сказка?
Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:
— Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях и подавился.
-Да! Это сказку написал А. Толстои "Бобовое зернышко"
-Какие вы молодцы! Так и последняя сказка?
Прядёт-прядёт, а шерсть всё не кончается, а пряжи всё больше и больше становится. Так до вечера и пряла добрая женщина.
- «Чудесная прялка» А. Раков.
-Все правильно! Есть ли среди этих сказок что то общее?
-Да. В некоторых из них говорится о прядении.
-Верно заметили. Хорошо. И что же значит прясть?
-Изготавливать или сучить нитку!
- Правильно. Но. Давайте начнем с самого начала.
И вы мне в этом поможете. Я буду вести рассказ, а вы меня если что дополняйте. Хорошо?
-Да.
- Давным - давно жила была девушка. Жила она хорошо. Был у нее любящий муж и много детей. Большой …
-Дом.
-…и хорошее хозяйство. Было много овечек, которые паслись на ….
-Лугу.
-Хозяйка очень сильно любила своих овечек, кормила и поила их. Ухаживала за ними. Чтобы осенью благодаря этим овечкам сотворить большое….
-Полотно для рубахи.
- И вот близится осень. Хозяйка долгили вечерами мечтаем прясть свои нитки. Но…
-Что же сначала нужно сделать хозяйке?
- Обстричь овечек!
-Да. Верно! А потом?
-Вымыть и вычесать хорошо шерсть! И только потом прясть нитки.
-Правильно. Вы большие молодцы!
И вот сейчас мы с вами сами попробуем быть такой хозяйкой –мастерицей и ссучить ниточку.
Нам с вами нужно будет сделать:
Вычесать шерсть.
Взять веретено, насадить веретено на кусочек вычесанной шерсти и крутить, обязательно в одну сторону, ибо наша ниточка может раскрутиться и веретено упадет!
Сложить ниточку вдвое и отпустить. У вас получиться двойная ниточка, которая прекрасно подойдет для полотна из которого будем ткать рубаху.
-Ну что же ребята, мы можем с вами сказать, что рубаха выросла на лугу?
-Да! Овечка почти всегда находится на лугу! Кушает травку и отдыхает!
-Вы большие молодцы! Но, давайте возвращаться домой.
- Игра «Веретено»
- Мы сегодня погуляли,
Очень многое узнали
Возвращаться нам пора
На носочки все привстали,
Тихо - тихо побежали. (Дети прощаются с воспитателем)