Алевтина Черепенина
Конспект учебного занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Актуальность.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Публикация «Конспект учебного занятия по техническому конструированию „Построим домик Карлсону“» размещена в разделах
- Дома, улицы, город. Конструирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Конструирование нацелено не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, ответственность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Цель:совершенствование конструктивных навыков и умений.
Программные задачи. Обучающие.
• Учить детей конструировать различные виды домов по предложенному воспитателем условию (построить двухэтажный дом из тех деталей, которые лежат на столе, разбираться в условиях задачи, обдумывать будущую постройку в соответствии с этим условием).
• Продолжать учить проектировать модель дома с помощью геометрических фигур, используя метод плоскостного моделирования.
• Формировать умение анализировать образцы построек, самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга.
Развивающие.
• Развивать конструкторские навыки детей; способность выделять и называть геометрические формы: куб, кирпичик, призма, брусок, пластина, конус.
Воспитывающие.
• Воспитывать интерес к работе со строительным материалом и самостоятельность; желание оказать помощь игровому персонажу.
Словарная работа: закреплять в речи термины: фундамент, конус, пластина, призма, кирпичик, кубик, опоры, перекрытия.
Виды деятельности: конструирование из строительного материала, игровая, коммуникативная.
Форма организации обучения детей: подгрупповая.
Методические приёмы.
• Игровые (сюрпризный момент с SMS сообщением, проблемная ситуация с Карлсоном, здоровьесбережение - пальчиковая гимнастика «Строим дом», двигательная разминка «1, 2, 3 – сложи детали»).
• Наглядные (ИКТ, рассматривание готовых построек, игрушка Карлсон).
• Словесные (решение проблемы, активизирующие вопросы, художественное слово – чтение стихотворения, рассказывание авторской сказки «Сказка про друзей, живущих в конструкторе», метод сотрудничества, индивидуальная работа по поддержке
самостоятельности, похвала, поощрение).
• Практические (метод плоскостного моделирования, конструирование двухэтажного дома).
Оборудование, технические средства:
мультимедийный проектор; компьютерная презентация «Поможем Карлсону построить дом»; большая игрушка Карлсон; коробка с деревянным конструктором; готовые образцы детских построек, выполненные из крупного конструктора – мост, катер, самолёт, двухэтажный дом. Раздаточный материал на каждого ребёнка: геометрические фигуры для плоскостного моделирования: 3 квадрата, 2 длинных прямоугольника, 5 покороче, 1 короткий и узкий для трубы, 1 треугольник; строительные детали для конструирования: 4 кубика, 3 пластины для перекрытий, 5 кирпичиков для стен, 1 призма, 1 маленький цилиндр.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, на которых изображены дома, разных конструкций (с использованием презентации); знакомство с профессией конструктора, чертёжника; чтение стихов о профессиях строителей, загадывание загадок о них; анализ схем домов, моделирование конструкций разных видов домов.
Ожидаемый результат:ребёнок создает модель и по ней самостоятельно возводит постройку, подбирая необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинируя их; различает и называет строительные детали, использует эти термины в своей речи; анализирует с помощью воспитателя постройки, выделяя части, рассказывая о каждой детали, из чего построены, как установлены; доводит своё дело до конца и радуется своими успехами в конструировании.
Практическая значимость:
данный конспект учебного занятия поможет педагогам в организации НООД по конструированию с дошкольниками 4–5 лет, будет полезен педагогам, кому интересна проблема поддержания детской инициативы и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задания построены с учетом смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей.
Ход занятия
1. Вводная часть
• Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
получить возможность включиться в совместную творческую деятельность, подготовиться к восприятию материала.
Цель, которую педагог хочет достичь на данном этапе:
• Создание положительного эмоционального настроя; привлечение внимания детей на предстоящую деятельность; формирование позитивного отношения друг к другу.
Организационный момент.
Воспитатель:Подходи ко мне, дружок,
Становись скорей в кружок!
Утром ранним
Кто – то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце протянуло
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся с солнышком и поделимся друг с другом улыбкой и хорошим настроением. (Дети встают в круг, берутся за руки, поворачиваются друг к другу и улыбаются)
Введение в игровую мотивацию.
Слайд 2 SMS сообщение
Воспитатель:Дети к нам пришло электронное сообщение. Хотите узнать от кого оно?
Слайд 3. На слайде конверт.
Воспитатель:Откроем электронную почту.
Карлсон:
Дорогие ребята! Я еду к вам в гости. Встречайте!
Воспитатель Дети, давайте встретим дорогого гостя.
Открываю дверь, вношу Карлсона (игрушку).
Карлсон: Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй Карлсон. Проходи, пожалуйста, усаживайся поудобнее.
Карлсон: Дорогие ребята! Вот этот конструктор мне подарили друзья на День рождение, а что с ним делать не сказали. Вот я и обращаюсь к вам за помощью.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
Воспитатель:А давайте познакомим Карлсона с «друзьями», которые живут у него в коробке с конструктором, я буду рассказывать, а вы мне будите помогать. Согласны?
2. Основная часть.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
• получить возможность продемонстрировать свои имеющиеся навыки и умения необходимые по конструированию.
Цель, которую педагог хочет достичь на данном этапе:
• выявить степень усвоения детьми предыдущих знаний; создать условия для закрепления изученного материала; организовать взаимоконтроль в процессе конструктивной детской деятельности.
Чтение сказки, по ходу демонстрация соответствующей тексту картинки, дети в индивидуальной форме или хором называют детали конструктора.
Слайд 4. Кубик, кирпичик.
Жили- были два дружка
Кубик и Кирпичик.
Как всегда они играли,
Веселились, танцевали,
А потом они устали
Сели отдохнуть детали.
Кубик плечиком повёл
Разговор такой завёл:
Слайд 5. Брусок и конус.
-Где дружочек наш Брусок?
А кирпичик отвечает:
- Брусок с Конусом играет.
Тут кирпичик, встрепенулся,
Отряхнулся, улыбнулся.
-Куб, давай к ним побежим
Что мы тут одни лежим?
Слайд 6. Призма, цилиндр, пластина со схемой.
Куб с кирпичиком бежали
Призму в поле увидали.
Здравствуйте, друзья- детали
-Вы Цилиндра не видали?
-Видели её без дела,
Она с конусом сидела
У друзей пластин в гостях
И со схемою в руках.
-Мы туда сейчас спешим
С нами призма побежим.
Актуализация опорных знаний в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Воспитатель:О каких деталях конструктора я рассказала вам сказку?
Слайд 7. Все фигуры.
Показываю на слайде любую строительную деталь, дети дают хоровые или индивидуальные ответы.
Дети: Это призма, цилиндр, конус, пластина, брусок, кирпичик, кубик.
Карлсон: Дети, а что же можно построить из этих деталей? (говорит воспитатель от имени игрушки).
Двигательная разминка «1, 2, 3- сложи детали»
Раз, два, три — сложи детали, Ходьба на месте
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом Руки к плечам, в стороны и сложить кисти рук
Не забудь построить дом. домиком над головой (на слова- построить дом)
Можно к самому порогу Наклон вправо
Проложить еще дорогу, Наклон влево
Выбрать место для моста — Наклон вниз, коснуться руками пола
То-то будет красота! Руки развести в стороны
Из конструктора такого Приседания 2 раза
Что ни сделай — все толково!
Слайд 8. Строительная мастерская.
Воспитатель:А сейчас, дорогой Карлсон, проходи в нашу «Строительную мастерскую», дети покажут тебе готовые образцы наших построек и ты увидишь, что можно построить из этих строительных деталей.
Воспитатель:Дети, кто хочет поделиться опытом строительства построек с Карлсоном?
Тая. Это мост. Вот это опоры, на них держится мост и они возведены из кирпичиков, которые наложили друг на друга в высоту; это перекрытие и оно построено из длинной пластины, которую положили на кирпичики; а для спусков взяли призмы.
Женя. Это корабль. У него борта выложены из длинных брусков, а корма и нос из брусков покороче; с помощью пластин построена палуба; из большого куба выстроен капитанский мостик, к нему приставлен один короткий брусок- это лесенка, ведущая на мостик, большой брусок, поставленный в высоту у кормы- это труба.
Матвей. А я построил самолёт. Внизу у самолёта шасси, для них я взял два цилиндра, на них я положил тонкую длинную пластину, получился корпус самолёта. Из длинной и короткой платины сделал крылья самолёта, а хвост из призмы.
Карлсон: Ребята, а у меня нет дома, я живу на крыше. Не могли бы вы показать мне, как правильно построить вот такой двухэтажный дом?
(показывает на двухэтажный дом)
Воспитатель: Дети, из каких основных частей состоит дом?
Дети: примерные ответы. (Внизу фундамент, в дому стены и окна, перекрытия, вверху крыша).
Воспитатель:А сколько у него этажей?
Дети: У этого дома два этажа.
Воспитатель: С чего начинают строить любой дом?
Дети: примерные ответы. Сначала нужно построить фундамент.
Воспитатель:Какие детали нужны для фундамента?
Дети:примерные ответы. Берём кубики, они устойчивые, дом будет прочным.
Воспитатель: Что будете делать дальше?
Дети: Нужно взять пластину, положить на кирпичики, это будет пол.
Воспитатель:Женя, что дальше?
Женя: Строим стены из кирпичиков, которые ставим на пластину вертикально.
Воспитатель:Стены готовы.
Дети: Теперь делаем перекрытие между этажами, берем для этого пластину.
И опять на нее кладём кирпичики, возводим стены и перекрытие.
Воспитатель:[Дом почти готов. Чего не хватает?
Дети:Дому нужна крыша. Берём призму и кладём на пластину.
Воспитатель: Карлсон, хочешь посмотреть, как дети будут строить дом?
Карлсон:Конечно! Ведь я за этим к вам и прибыл.
Воспитатель:Дети, сейчас вы будите настоящими строителями. Но чтобы ваши домики получились красивые, давайте сначала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
И. П Кисти обеих рук соединены друг с другом, пальцы растопырены.
Тук – тук, тук- тук, тук – тук,
Раздаётся где-то стук.
Молоточки стучат, дом для Карлсона мастерят.
(Поочерёдно стучат большим, указательным, средним, безымянным пальчиком и мизинчиком обеих рук друг о друге.)
Вот с такою крышей,
(Кисти обеих рук соединяют над головой в виде треугольника)
Вот с такими стенами,
(Руки сгибают в локтях и разводят в стороны)
Вот с такими окнами,
(Соединят пальцы обеих рук, изображая четырёхугольную форму)
Вот с такою дверью
(Одна рука поднята вверх, кисть руки опущена вниз, другая рука согнута в локте и находится внизу)
И вот с таким замком.
(Пальцы рук соединены в форме шара)
Этап осуществления самостоятельной работы детьми.
Воспитатель:А теперь пройдите и сядьте за столы. У вас на столах кроме строительных деталей лежат геометрические фигуры, чтобы построить что – то нужно сначала составить схему, т. е. спроектировать модель.
Воспитатель: С чего вы начнёте проектировать модель, какие геометрические фигуры возьмёте?
Дети: Примерные ответы детей.
начала берём квадраты для фундамента.
Дети раскладывают фигуры на поверхности, затем строят по схеме дом для Карлсона
(используя метод плоскостного моделирования).
По ходу работы, если ребёнок затрудняется, задаю вопросы: Какие детали положишь? Сколько кирпичиков? Из каких деталей будешь делать перекрытия? И пр. (технология сотрудничества)
3. Заключительная часть.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
• осознать значение и степень участия в совместной деятельности.
Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:
• создать ситуацию для проверки полученных знаний;
• выявить уровень конструктивных навыков и умений, полученных каждым ребёнком.
Рефлексия.
Воспитатель:Карлсон, посмотри, какие прекрасные дома построили дети!
Выбирай любой!
Карлсон: Мне понравился вот этот. Он прочный, уютный. А этот дом устойчивый, красивый. Спасибо, ребята, что показали мне, как нужно строить дом! Я очень рад! Теперь я смогу построить себе настоящий дом, а этот конструктор я оставлю вам, дорогие, ребята! До свидания! Скоро приглашу вас на новоселье.
Подведение итогов, плавный выход.
Воспитатель: Дети, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? Кому помогли?
Примерные ответы детей. (Мы помогли Карлсону, показали ему как нужно строить двухэтажный дом.)
Воспитатель:А возникли ли трудности в работе? Какие?
Воспитатель: У вас получился целый городок. Сейчас мы пойдём в группу и нарисуем цветы для каждого домика, чтобы у нас получился Цветочный городок. (Дети в группе рисуют цветочки и приклеивают их на домики).