Менглиева Лариса Владимировна
Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка учебного занятия
по окружающему миру в 3 классе
1. Образовательное учреждение: МОУ «Клепиковская средняя общеобразовательная школа №1»
2. Ф. И. О. учителя: Менглиева Лариса Владимировна
3. Тема учебного занятия : Экологическая безопасность
4. Тип: открытие нового знания
Публикация «Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе „Экологическая безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
5. Цель: Формирование представления у обучающихся знаний об экологической безопасности как одном из видов безопасности человека.
6. Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
7. Прогнозируемые результаты:
Предметные:
в конце занятия обучающиеся знают :
• что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;
• как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;
• некоторые способы защиты от вредных веществ;
• термины: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
Метапредметные:
• умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
• умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные:
• умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;
• нравственно оценивают усвоенное содержание занятия;
8. Учебник : Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс.
9. УМК: Школа России.
10. Материал к занятию :
1) Демонстрационный: презентация к уроку,
2) Памятки:
I) Как защититься от загрязненного воздуха.
o Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
o Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
o Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
o Попроси взрослых не курить в квартире.
o Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
o Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
II) Как защититься от загрязненной воды.
o Нельзя купаться возле промышленных стоков.
o Пей только кипяченую воду.
o Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.
III) Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?
o Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.
o Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
o Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
3) Картинки: домик, телеграмма – раздаточный материал
Ход занятия:
Этап
занятия Цель
этапа Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД
Л – личностные
П – познавательные
Р – регулятивные
К - коммуникативные
1. Мотивация
к учебной деятельности. Подготовить учащихся к деятельности на личностном уровне.
Приветствует
Учащихся;
Создаёт условия
для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Лариса Владимировна
- Сядьте поудобнее, расслабьте щёки, губы, плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.
- А теперь представьте, что вы- цветок, а ваши ладошки- бутоны. Откройте глазки…
(видеофрагмент) Наш цветочек медленно раскрывается …. и стал красивым цветком.
- Какое настроение вызывает у вас этот цветок?
- Давайте постараемся его сохранить на весь урок.
За этим цветком спрятался дядя Федор, он пришел к нам в гости.
К - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении
Л - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Р – волевая саморегуляция;
2. Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Готовность мышления и осознание потребности
к построению нового
способа действия.
– Ребята, недавно я услышала интересный разговор. (Слайд)
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Учитель:
– Ребята, а вы знаете, что такое экология?
– Давайте уточним у дяди Фёдора, он заглянул в словарь и вот что узнал:
(Слайд) «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука».
– Что же такое экология?
– Да, ребята, экология – это наука о доме, она изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.
Посмотрите на эти кадры (слайд + слайд, уютно жить в таком доме, безопасно?
– Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке». (Слайд)
«Экологическая безопасность»
Высказывают мнение
Отвечают:
– Экология – это наука о доме
Формулируют тему.
- Высказывают мнение.
П - умение извлекать информацию
П – подведение под понятие
Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
П - анализ, синтез, обобщение, аналогия;
3. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели
учебной деятельности,
выбор способа и средств её реализации. Чему мы научимся, что узнаем? (слайд)
Цель:
Продолжите предложения:
-Я узнаю на уроке….
-Я научусь ….
- узнать что такое экологическая безопасность
-научиться защищать себя от экологической опасности Р - целеполагание;
П - постановка и
формулирование
проблемы;
К - учебное
сотрудничество;
участвовать в работе пары, группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
4. Реализация построенного проекта.
Построение и
фиксация нового знания
– Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал своим фоторужьём. (Слайд)
– Посмотрите на них внимательно.
Все фотографии вам нравятся?
-Почему не нравятся?
– Ребята, на листах (Приложение 1, которые лежат перед вами, заклейте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей (Слайд)
– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит, вы справились с заданием верно. (Слайд)
– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайд)
(слайд)
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
– Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Можно ли при этом остаться здоровым?
– Ребята, а теперь давайте покажем Дяде Фёдору, почему человек может погибнуть и как загрязнённые вещества поступают в наш организм. Для этого составим для него наглядное письмо.
– У вас на партах лежат конверты. Откройте. (Слайд)
– Возьмите домик. Положите перед собой.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны вписать нужные слова в домик. Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.
Вопрос первый: Что является источником загрязнения окружающей среды?
– Впишите слова на нижний ряд.
– Проверим. (Слайд)
Вопрос второй: Куда попадают вредные вещества?
– Впишите слова на средний ряд.
– Проверим. (Слайд)
Вопрос третий: Что образуют воздух, вода и почва вместе?
-Проверим.
Вопрос четвертый: Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?
– Впишите слова на верхний ряд.
– Проверим. (Слайд)
– Молодцы, ребята! Мы с вами составили наглядное письмо дяде Фёдору, обратите внимание, (слайд) загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».
– Вот это письмо я отправлю от всех нас дяде Фёдору. Согласны?
– Как вы видите, самое страшное, что человек (Слайд) сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.
- Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.
– Давайте поможем дяде Федору составить такие правила
- Для этого вы сидите по группам. Все вместе вы Экологическая служба. Одна группа будет составлять правила, которые помогут защитить себя от загрязненного воздуха. Это «Небесный патруль»
- Вторая группа составляет правила защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля»
- Третья группа будет «Врачами – экологами» и даст рекомендации, как защититься от загрязненных продуктов питания.
- Работаем следующим образом: в конвертах лежат картинки, ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме.
Представление полученного результата – продукта.
-Ребята, давайте рассмотрим результаты ваших работ. От каждой группы выступают по одному ученику, остальные уточняют и добавляют его ответ.
Итог: Работая в группах, каждая по своей теме, вы составили памятки экологической безопасности. Эту памятку вы можете вложить в своё портфолио. (раздать памятки)
-Как вы думаете, могут эти правила защитить дядю Федора? Давайте попробуем сформулировать определение: экологическая безопасность это …
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Игра «Правила поведения в природе».
– Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, Дядя Фёдор придумал для вас игру. (Слайд)
– Вы в игру сыграть готовы?
– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю?
Если сильно насорю
И убрать забуду?
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
– Молодцы, ребята! Посмотрите, как улыбаются дядя Федор, Матроскин и Шарик.
Рассматривают слайд
Не все фотографии нравятся, потому что грязно, много мусора
Демонстрируют свои ответы
Высказывают свое мнение
Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.
слушают
Нет
Работают в группах
Источником загрязнения окружающей среды являются : фабрики, транспорт, дома.
Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву
Всё это окружающая среда
Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек
Да
Работают в группах составляют правила безопасности
Дети выходят к доске, выбирают правильный ответ и прикрепляют его к доске. Учащиеся объясняют выбранные ими определения. (самопроверка, составленных памяток)
-Да
-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды
Плохо
Плохо
Хорошо
Хорошо
Плохо
Хорошо
П - анализ, синтез, обобщение, аналогия;
Р – познавательная инициатива;
Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
К- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Р –составление схем и последовательность действий
П- работа с информацией
К - учебное
сотрудничество;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
П - анализ, синтез, обобщение, аналогия;
Р – познавательная инициатива;
Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
5. Самостоятельная
работа
с самопроверкой
по эталону
Применение
нового знания в типовых заданиях.
– Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Профессор прислал телеграмму жителям Простоквашина с «Правилами экологической безопасности». А почтальон Печкин попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы (Слайд 18)
– У вас на партах лежат тексты с телеграммой. Возьмите их. Положите перед собой. (Слайд)
– А теперь, прочитайте текст и восстановите правила экологической безопасности, вставляя необходимые по смыслу слова. Для этого у вас есть слова-помогайки
– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.
–Проверьте выполненное задание по образцу на экране (Слайд) и оцените свою работу. Если всё правильно выполнено так, как на образце, можете поставить себе в телеграммы отметку «5».
Если допустили ошибки, дома обязательно повторите это в учебнике. Поднимите руки те, ето все правильно сделал.
– Молодцы, ребята, теперь и вы, и жители Простоквашино знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.
Читают
Самостоятельная работа
Проверка по образцу
К - учебное
сотрудничество;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
П – умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
П - умение структурировать знания
Р – самоконтроль, коррекция, самооценка;.
6. Рефлексия
деятельности Соотнесение
цели урока и его
результатов, самооценка работы на уроке,
осознание метода построения нового знания. - А теперь давайте вспомним цель урока. Для того, чтобы узнать достигли мы ее или нет продолжите предложения:
Я знаю….
Я умею….
Было трудно….
Я удивился….
Хочу похвалить….
-Я рада, что вы хорошо поработали и достигли цели урока, сумели преодолеть трудности.
Формулируют конечный результат своей работы, высказывают свои впечатления о занятии П - обобщение
К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Р – самооценка
Л - умение высказывать своё отношение к работе класса, товарищей; выражать свои эмоции;
Л - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
7. Итог урока Давайте подведем итоги урока. Оцените своё участие в уроке и работу по этим критериям.
Я знаю, что такое экологическая безопасность и сумею защитить себя
Я знаю о вреде загрязненной окружающей среды, но правила запомнил не все.
Я сегодня не смог все понять, но завтра повторю и научусь.
Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье Р – самооценка
Л - умение высказывать своё отношение к работе класса, товарищей; выражать свои эмоции;
Л - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач