Людмила Ветер
Конспект учебно — игрового занятия по грамоте в старшей группе «Город волшебных букв» (песочная терапия)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
учебно - игрового занятия по грамоте
в старшей группе
«Город волшебных букв»
Задачи: способствовать творческому самовыражению детей; предоставить возможность в игре с песком овладеть элементарными навыками грамоты, свободного выражения своих мыслей и эмоций; развивать новые, более продуктивные отношения с миром, способствовать расширению восприятия информации, внимания, памяти, мышления, речи; формировать абстрактное мышление, развивать общую моторику; нормализовать психоэмоциональное состояние, способствовать корректировке зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций; развивать и формировать позитивное общение и взаимодействие с другими детьми; создать условия для моделирования логических отношений, развивать творческое воображение, коммуникабельность.
Публикация «Конспект учебно — игрового занятия по грамоте в старшей группе „Город волшебных букв“ (песочная терапия)» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Материал:
Песочницы 50х30х8см, песок, набор букв, карточки с заданием, веревочки-змейки, набор мелких игрушек, щетки, совки, тряпки.
Словарная работа:
«Мудрый», карточки с слова, звуки, слоги, «змейки», проблема, благодарность, мечта.
Ход занятия:
I. Круг общения
Предложить детям поздравить гостей улыбкой и легким кивком головы. А что бы поближе познакомиться, вместе с гостями поиграем в «мудры», наберемся сил и энергии.
II. Мотивация детей
Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем создавать слоги и даже читать слова. У нас гибкие пальцы и чувствительные руки. Мы с вами много строили из песка, теперь самое время показать гостям, как мы моделируем буквы, лепим их из песка, пишем на песочной поверхности.
III. Игра «Город волшебных букв»
«Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть.
Пусть слепит каждый сам, какие буквы есть!
На пары делимся друзья, здесь ты стоишь, а рядом - я
Ты лепишь букву мою, а я, давай слеплю твою.
Вот так мы весело играем, и из букв мы Город собираем!»
(Перед началом игры каждый ребенок получает из лототрона букву которая спряталась в «киндер - сюрпризе», называет ее, а затем, обмениваясь со своим партнером говорит: «вылепи, пожалуйста, мою букву». Сгребая песок ребром ладони, на поверхности песочницы дети моделируют буквы. Закончив работу сверяют песочную букву с оригиналом.)
- Ребята, вы работаете парами, а если соединить ваши буквы тоже в пары, что получится? (Слог)
- Попробуйте прочитать слоги, которые можно создать из ваших букв (дети читают слоги).
- А у нас такие пары букв, которые не могут соединиться в слоги? Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вспомнить, какие чудеса могут происходить с созданными на песке буквами.
IV. Игра «Преврати букву»
(Дети превращают созданные на песке согласные в гласные и наоборот, читают возможные варианты слогов)
- Дети, давайте поблагодарим песок за помощь и разровняем его поверхность:
«В ладони наши посмотри,
Мудрее стали ведь они.
Спасибо, милый наш песок,
Ты буквы построить и соединить помог».
V. Написание слогов «змейкой» на песке
- Я знаю, вы любите отгадывать загадки. Любите? Ну, тогда слушайте:
«Солнце, горы, чудный пляж нам рисует.» (карандаш)
«Белый камешек растаял, на доске следы оставив» (мел)
- Для чего нужны эти предметы?
- А чем мы с вами пишем на песке? (Пальцами, палочками, «змейками»). Я дам вам карточки, на которых написаны слоги, а вы «змейками» напишите их на песке (дети выполняют задание).
- Кто из вас сможет прочитать то, что написал на песке?
VI. Словотворчество
- Дети, вы знаете, ведь это не просто слоги, это части слов. Знаете, что с этими словами произошло? Вот послушайте: «Змейки на песке играли и хвостом слова писали. Как узоры шли петельки, это письма маме-Змейке. Но пронесся ветерок и засыпал все песок. И взгрустнула мама-Змейка: «Что же пишет ей семейка?».
- Но вы теперь у нас волшебники, придумайте слова с этими слогами, а кто сможет, пусть напишет их быстрее и выручит маму-Змейку доброй силой волшебства.
VII. Ритуал «вхождения» в сказку
У меня к вам вопрос: «Вы хотите отправиться в сказку?» Тогда давайте подготовим наш песок и в путь (дети кладут ладони на песок).
«Здесь можно строить и чудить,
Здесь можно сказку сотворить:
Чтобы все изобиловало и цвело, чтобы жизнь вокруг было.
Песок страна мирная, будем строить ты и я!»
(Под эти слова дети выравнивают песок, готовя его к следующему заданию)
VIII. Графический диктант с элементами моделирования
В одной сказочной стране жили гномики. У каждого из них был свой домик и стоял он в центре. Рядом с домиком, слева, росло высокое дерево. В нижнем правом углу было глубокое озеро. От домика до озера шла извилистая дорожка. Вдоль дорожки росли цветы. А еще одна дорожка, ровная-ровная, вела вверх от домика к поляне Дружбы. И вдоль этой дорожки росли елки. У каждого гномика было имя, и оно было написано на его курточке (предложить детям назвать имя каждого гнома). Но самое интересное, гномики могли произносит только свое имя. Когда они радовались - они говорили: «Витя, как говорил твой гномик?» - Ууу-. Когда расстраивались или слились, то каждый произносил.. когда кто-то из них ел что-то вкусненькое, то слышалось.. Когда гномики -Д- было холодно, он прятался у себя в домике и говорил: "-д-д-д -" (детям предлагается произнести имя своего гномика с эмоциональной окраской, так чтобы он ожил). Как-то раз гномикам надоело сидеть дома, и они пошли гулять, ведь им так хотелось иметь друзей (дети двигают фигурки по песочнице). Гномы знали, если идти по ровной дорожке, то можно прийти на поляну Дружбы. Первыми на эту поляну пришли гном Р и гном У. Они очень удивились увидев друг друга. Но так как они были очень интересны, то они все ближе и ближе подходили друг к другу. И чтобы проверить, не сон ли это, гномы взялись за руки. И произошло чудо: гномы смогли произнести "-РУ-УР-". Гномы обрадовались, что теперь могут произносить новые звуки и не разжимая рук весело двинулись по лужайке. В это же самое время на поляне появились другие гномы. Они брались за руки и с радостью произносили. (Дети говорят возможные варианты слогов). Затем гномы все вместе взялись за руки и вдруг. Случилось чудо. На небе ярко засияло Солнышко. Своими ласковыми лучами оно гладили гномиков, и то нашептывало им.
- Дети, как вы думаете, что могло говорить Солнышко гномикам? (Ответы детей)
-А Мне оно сказал, что увидел одно замечательное слово, которое можно составить из букв написанных на курточках гномов.
- Давайте и мы попробуем найти это слово. (Дружба)
Вечером гномики разошлись по домам, но каждый знал, что у него есть друзья и они всегда могут встретиться в любое время.
IX. Ритуал «выхода» из песочницы
- А сейчас мы попрощаемся с нашими гномики, но в следующий раз примем участие в их новых приключениях. А теперь давайте поблагодарим песок тех чудесах, которые он помог нам сегодня создать и на этом закончим нашу игру:
«В ладони наши посмотри, мудрее стали ведь они.
Спасибо милый наш песок,
Ты сказку составить нам помог!»
-А Вам, дорогие гости, понравилась наша игра с песком?
Предложить детям пообщаться с гостями.