Анастасия Алексеевна Тазиева
Конспект сообщения для педагогического совета «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сообщения для педагогического совета.
Тема: «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ».
Цель: Объединить усилия педагогов в ДОУ для повышения эффективности и достижения общих целей, использование песочной терапии в развитии и коррекции дошкольников с интеллектуальными нарушениями, использование достижений передового опыта в педагогической науке.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Задачи: повышать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ, совершенствовать педагогическое мастерство.
1. Вступление.
Дефектолог: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего сообщения «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ»».
2. Основная часть.
Песочная терапия.
Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра в песочнице способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Песочница является привлекательной средой для осуществления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психоаналитической терапии, когнитивной и поведенческой терапии, арт-терапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотерапевтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
Песочная терапия эффективна в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Она помогает выразить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как говорила Дора Калфф, песочная терапия является способом установить доступ к глубоким уровням психики, к ее бессознательным самоисцеляющим возможностям, проявляющимся при определенных условиях. Это становится возможным в безопасном пространстве, где человек как взрослый, так и ребенок, - чувствуя, что он не один, и одновременно с этим свободен и защищен, может превращать внутренние тревожащие образы в видимые, осязаемые.
Песок и вода как важнейшие природные элементы, символизирующие жизнь, энергию, внутренний психический материал человека, являются мощными энергетическими субстанциями. Взаимодействие с песком и водой оказывает стабилизирующее, гармонизирующее воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка. Все мы помним то удовольствие и расслабление, которое получали от игр с песком на берегу моря, реки или озера. Играя с песком в кабинете психолога, ребенок получает возможность воссоздать это чувство в безопасной, поддерживающей атмосфере доверия. На этом фоне создается уникальная возможность для развития психики ребенка.
Основные виды песочной терапии :
• Индивидуальная форма организации занятия.
• Групповая форма организации занятия.
Оборудования для проведения песочной терапии :
1. Водонепроницаемый деревянный ящик.
2. Чистый, просеянный песок или кинетический песок.
3. Коллекция миниатюрных фигурок.
4. Формы.
Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.
Кинетический песок.
Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии.
Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие
Играя с кинетическим песком, ребенок прорабатывает негативные эмоции, чувства и ощущения, песочная терапия позволяет выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождает от страхов и, пережитый негатив, не преобразуется в психотравму. Кроме того, кинетический песок идеален в работе с психосамотическими проявлениями, поскольку дает прочувствовать связь внутреннего и внешнего. и ощутить одновременно зыбкость и силу этой связи, способность влиять на внутреннее состояние и контролировать свои эмоции.
Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми.
Примерные развивающие занятия с песком
1.«Волшебный песок»
Ребенку предлагается запустить обе руки в теплый сухой песок : «Опусти руки в песок и расскажи, какой он?». Если ребенок затрудняется ответить, то проводится обучение.
Обучение: педагог опускает руки в песок, рассказывает о своих ощущениях «теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики», обращая внимание на действия с песком (трогает, пересыпает, нюхает). Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. После этого можно полить песок и сравнить ощущения : «А теперь какой песок?».
2. «После дождичка в четверг»
Ребенку предлагается побрызгать на песок : «Расскажи, что ты случилось с песком? Какой он стал? Давай попробуем слепить что-нибудь из этого песка?
Обучение: педагог задает наводящие вопросы, если ребенок не говорит, то педагог сопровождает действия ребенка своим рассказом … (пошел дождик, песок стал совсем мокрым, и холодным. Но теперь из такого песка легко слепить замок, пасочку, или пирожок).
3.«Волшебные ручки»
Ребенку предлагается выполнить несколько простых заданий: «Положи ладони на песок, а теперь слегка надави, поверни ладони другой стороной и надави еще раз». «Сожми пальцы в кулачки и надави на песок ими». «Положи ладони на песок, передвигай ладони по песку вперед и назад». «Поставь ладони на песок, передвигай ими по песку вперед и назад». «Пройдись по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки». «Пройдись по песку пальцами левой и правой руки одновременно». «Постучи по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки».
Обучение: если ребенок не понимает инструкцию задания, педагог показывает способ выполнения и предлагает повторить за ним. После этого предлагает выполнить его самостоятельно.
4. Игра «Узоры на песке»
Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Дети по очереди должны нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Затем задание усложняется, педагог рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор, дети все вместе стараются повторить узор педагога. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
3. Завершение и подведение итогов:
Дефектолог: «Уважаемые коллеги, давайте подведем итог. В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного существования. Спасибо за внимание»