Анастасия Бахарева
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Солнечный апрель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
«Солнечный апрель»
Составил: музыкальный руководитель МКДОУ д/с №5 "Радуга", с. Залесово, Алтайский край
А. В. Бахарева
Вид занятия : фронтальное, тематическое
Темочки:
Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.
Задачи:
-Познакомить детей с произведением П. И Чайковского «Апрель. Подснежник»;
-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение выражать в движениях музыкальный образ и настроение;
-развивать чувство ритма
- Поддерживать самостоятельность при пластическом интонировании;
- Развивать гибкость мышления в словесном определении музыкального образа;
-Создавать условия для проявления самостоятельности и инициативы детей (ситуация успеха, эмоциональный комфорт и раскрепощенность детей).
Музыкальный материал :
«Вальс» П. Чайковского, «Доброе утро» О. Н. Арсеньвской, Венгерская народная мелодия, «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского, «Скворушка» муз., Ю Слонова, «У матушки четверо было детей» (Немецкая народная песня).
Материалы, оформление: карточки с изображением скворцов и подснежников. Для оформления на стену зала солнце, перелётные птицы и подснежники.
Занятие составлено на основе примерных конспектов «Праздник каждый день» по программе И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки» с учётом выбранной тематики. Содержание занятия может варьироваться с учётом настроения и пожеланий детей.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под музыку «Вальс» П. Чайковского.
Муз. рук. :
«Доброе утро!»-нам птицы щебечут.
«Доброе утро!»-нам шепчут деревья.
«Доброе утро!»-нам солнышко светит.
«Доброе утро!» - здравствуйте, дети!
Дети исполняют валеологическую песенку-распевку с элементами самомассажа «Доброе утро» О. Н. Арсеньвской.
Муз. рук. читает стихотворение С. Маршака
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
Проводится небольшая беседа об апреле, погоде за окном.
Муз. рук. обращает внимание на то, что на дорогах ещё лужи и грязь.
Проводится музыкально-ритмическое упражнение «После дождя». (Венгерская народная мелодия).
Педагог читает стихотворение «Мы шагаем в детский сад», дети в свободном порядке выходят на ковёр. Затем под музыку :
1-я часть: Дети аккуратно, на носочках, осторожно ходят вокруг своих воображаемых луж.
2-я часть: Остановившись, сильно, ритмично стучат одной ногой (прямо посередине лужи) на сильную долю каждого такта.
Педагог обращает внимание детей на тяжёлую музыку во второй части. Девочки стараются не замочить юбочки, мальчики штаны.
Муз. рук. (после упражнения) : Не испачкались (ответы детей). Да вы чистюли! А я хочу познакомить вас с девочкой. Юля-чистюля!
Педагог знакомит детей с песенкой «Маленькая Юлька». Затем поёт ещё раз и прохлопывает ритм (ти-ти-ти-ти-ТА-ТА)
Предложить детям прохлопать ритмический рисунок в ладошки, по коленкам, кто как хочет.
Предложить детям сыграть в игру для пальчиков «Цветок»
Вырос цветок на поляне
Руки сложены в бутон
Утром весенним раскрыл лепестки
Развести пальцы рук
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмичные движения пальцами вместе-врозь
Дружно дают корешки под землёй
Ладони опустить вниз, тыльной стороной соединить, развести пальчики, пошевелить ими
Муз. рук. :
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим, по-мол-чим…
Слышишиь, добрый старичок?
Ти-ши-на…
Пришел молчок!
Не спугни его, смотри-
Ни-че-го не говори, тс-ссс…
Слушание музыки «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского
Беседа с детьми о характере и настроении музыки. Педагог спрашивает у детей, что они представили себе, слушая музыку.
Муз. рук. :
А теперь послушайте стихотворение:
Я иду в лесу весною,
Надо мною – синева…
Подо мною плотным слоем
Прошлогодняя листва.
Хоть пригорок и оттаял,
Но в тени лежит снежок,
И на шаг не отступая,
Рядом с ним растет цветок.
Он под снегом пробирался,
Он искал себе пути,
Он нисколько не боялся
Слишком рано расцвести.
У него прохладный стебель,
Пять прозрачных лепестков…
Тихо тают в синем небе
Хлопья белых облаков.
Я несу цветок домой
Вместе с влажною землей,
Вместе с новенькой травой
И с букашкой полевой.
Е. Стюарт
О каком цветке речь (ответы детей). И произведение, которое мы сейчас слушали называется «Апрель. Подснежник». И написал его известный вам композитор П. И. Чайковский. (показывает портрет композитора)
Педагог предлагает детям ещё раз прослушать отрывок и свободно выполнять пластические движения под музыку.
Муз. рук. : В апреле не только распускаются первые цветы. Что ещё происходит (ответы детей). Правильно! Прилетают перелётные птицы.
Исполняется песня «Скворушка» (муз. Ю Слонова) (педагог обращает внимание на характер песни и заботливое отношение к природе).
Затем по желанию детей исполняется песня «У матушки четверо было детей» (Немецкая народная песня) (или любая песня по выбору детей).
Затем педагог раздаёт детям небольшие карточки с изображением скворцов и подснежников. Дети свободно танцуют с карточками, изображая птиц или распускающиеся цветы.
В конце занятия муз. руководитель проводит рефлексию.
Какое произведение сегодня слушали? Какую песню пели? Какое упражнение делали? А почему именно это делали, пели и слушали? (потому что за окном апрель).
В землю прель, в землю прель
Загоняет апрель.
Он с ручьем в борозде,
Сам по пояс в воде.
И глядит молодцом,
Заливаясь скворцом.
Просыпайся, дружок,
Побежим на лужок!
А наше занятие подошло к концу.
Педагог прощается с детьми.
Методическое обеспечение
1. И. Каплунова, И. Новоскольцева, конспекты музыкальных занятий в старшей группе «Праздник каждый день»
2. Игры, потешки, содержательные паузы и многое другое… практическое пособие/составитель М. Л. Семенихина
3. О. Н. Арсеньевская, «Музыкально-оздоровительная работа в детском саду»