Анна Гричановская
Конспект музыкального тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Песни, опалённые войной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с лучшими образцами военных песен. Через песню развивать патриотические чувства.
Задачи:
-Учить вслушиваться и понимать содержание и характер военных песен; сопоставлять их с конкретными образами и действиями.
-Исполнять песни слаженно, выразительно. В танцевальных движениях передавать плавность и красоту музыки.
-Воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину.
Ход занятия.
Звучит песня "Прощание славянки", дети торжественным маршем входят в зал.
Публикация «Конспект музыкального тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Песни, опалённые войной“» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
Муз. руководитель
- Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.
Она сильна, ей правды хватит
Еще на много лет вперед, -
Она и нас с собой подхватит,
На самый гребень вознесет.
И надо всем как в поднебесье,
Посмотришь - Родина видна,
Что и для тех, из давней песни,
И для поющих нас — одна. (Н. Веселовская)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено песням военных лет. А как вы понимаете выражение "Песни военных лет"?
Предполагаемые ответы детей: Это песни, которые сочинили и исполняли во время Великой Отечественной войны.
Муз. руководитель:Совершенно верно! Вместе с Отчизной они встали в солдатский строй с первых дней войны и прошагали по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Они делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали бойцов веселой шуткой, грустили вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песни помогали переносить голод и холод, давали народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен и стихов военных лет. И у каждой своя история, своя судьба.
Ребята, как называется человек, который сочиняет музыку?
Предполагаемый ответ детей: Композитор.
Муз. руководитель: В песне кроме музыки есть ещё слова. Кто пишет стихи?
Предполагаемый ответ детей: Поэт.
Муз. руководитель: Совершенно верно. А сейчас я вам расскажу, как появилась песня "Священная война" - "главная песня Великой Отечественной войны", песня-воин, песня-пророк. Так её называют. Итак, на третий день войны 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.
Песня вначале звучит тихо, а потом всё громче и громче, потому что на борьбу с врагом поднимается постепенно вся страна. Давайте прослушаем это произведение?
Звучит 1-й куплет песни «Священная война» муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач
Муз. руководитель - Ребята! Песню поёт один человек или много?
Предполагаемый ответ детей: Много.
Муз. руководитель: Когда поёт много человек, как это называется?
Предполагаемые ответы детей: Ансамбль, хор.
Муз. руководитель: Ребята, расскажите, о чём поётся в этой песне?
Предполагаемые ответы детей: О том, что началась война. Всех призывают встать на защиту Родины.
Муз. руководитель: А хотелось ли вам веселиться и танцевать? И какие движения вам хотелось делать?
Предполагаемый ответ детей Маршировать.
Муз. руководитель: Ребята, а давайте будем маршировать!
Дети маршируют, звучит “Священная война”. Затем присаживаются на свои места.
Муз. руководитель: Истории создания песен различны. Вот послушайте другую. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где "до смерти четыре шага". После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жёны, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так в суровых снегах Подмосковья родилась знаменитая песня «В землянке». Давайте её послушаем.
Звучит отрывок песни "В землянке", муз. К. Листов; сл. А. Сурков.
Муз. руководитель: Ребята! Песня была весёлая или грустная?
Предполагаемые ответы детей: Грустная, печальная, задушевная.
Муз. руководитель: Конечно, все верно. В годы войны были необходимы песни не только, которые поднимали на защиту Родины, но и которые напоминали о родном доме, о близких людях. "Согревали" души людей в моменты затишья боёв.
Ещё одна песня военного времени - «Синий платочек» полюбилась в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике и песня «Синий платочек» уже навсегда осталась в числе лучших военных песен.
Девочки исполняют танец под песню "Синий платочек", муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов.
Муз. руководитель: И уж, конечно, нельзя на нашем занятии не сказать о знаменитой песне М. Блантера и М. Исаковского «Катюша», которая в годы войны стала всенародной героиней. Появилась она за три года до начала войны. Это лирическая песня о верности пограничника и о любви к пограничнику. Её с удовольствием пели до войны и молодые, и старые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко. В годы войны её запели с глубоким и тревожным чувством. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет - гвардейские минометы. Эту песню мы с удовольствием поём и в наши дни. Давайте сейчас её исполним.
Дети поют песню "Катюша", муз. М. Блантнера, сл. М. Исаковского.
Муз. руководитель: В боях Великой Отечественной войны были задействованы силы всех родов войск, о храбрости которых до сей поры ходят легенды. На водных просторах сражались наши моряки. Враги стремились захватить морские порты, но ничто не могло сломить дух наших воинов, а в часы затишья бойцы танцевали и пели врагам на зло. Тогда и родился знаменитый матросский танец "Яблочко". Этот танец популярен и в наше время и исполняется различными танцевальными коллективами.
Показ видео танца "Яблочко" .
Муз. руководитель: Итак, ребята, вы знаете уже много военных песен. Назовите их.
Дети перечисляют названия песен.
Муз. руководитель: А теперь проверим, как вы запомнили, какой характер у той или иной песне. Вставайте в круг.
Проводится игра. (Когда звучит песня "Священная война", дети маршевым шагом движутся по кругу; когда звучит танец "Яблочко", дети держат друг друга за плечи и покачиваются в стороны; когда звучит песня "Синий платочек", дети выполняют плавные покачивания, кружение.)
Муз. руководитель: Все дальше в историю уходит Великая отечественная война. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Одной из таких песен, является песня написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым «День Победы!». Без этой песни не обходится ни один праздник Великой Победы.
Показ видеофильма "День Победы".
Муз. руководитель: На этом, ребята, мы заканчиваем наше занятие. Спасибо за то, что вы так внимательно меня слушали и за ваше активное участие в занятии. До свидания!
Дети под песню "День Победы" торжественным маршем выходят из зала.