Инна Шаткова
Конспект сюжетно-ролевой игры экологической направленности в подготовительной группе «Мы строим Экоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — не просто ведущий вид деятельности дошкольника, это его жизнь. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Дети примеряют интересную роль, используют образы памяти и фантазию и, практически, игра с древних времён выступает как форма обучения. Сюжетно-ролевая игра является элементом образовательного процесса в детском саду, с помощью которого закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры экологической направленности в подготовительной группе „Мы строим Экоград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Строители. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Суть сюжетно-ролевой игры «Мы строим Экоград» заключается в разностороннем развитии личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. Дети придумывают сюжет на заданную тематику ситуации, выбирают атрибуты и действуют в соответствии с замыслом.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Мы строим Экоград»
в подготовительной к школе группе комбинированной направленности
Цель: формирование предпосылок экологического сознания через
ознакомление детей с проблемами экологии городской среды в сюжетно-ролевой
деятельности.
Образовательные задачи:
закреплять представление детей о профессиях архитектора, озеленителя, эколога и их
значении для жизни города;
Развивающие задачи:
развивать уважение к деятельности защитников природы, способность к
прогнозированию изменений в экологии городской среды от конкретных действий
человека, ответственность, навыки сотрудничества, коммуникативные навыки;
содействовать развитию творческого воображения в продуктивной деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и
водоемы, заботиться об их обитателях, уважительное отношение к результатам
чужого и своего труда.
Планируемый результат:
развитие предпосылок экологического сознания и познавательной активности
детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных
условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды
группы.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная,, продуктивная.
Предметно-игровая среда, оборудование
Для телестудии: столик с детским компьютером, микрофон, кинокамера,
мольберт с изображением задымлнного многоэтажного города с множеством машин,
пригласительные билеты с изображением проблем городской экологии (скучные
одинаковые дома, много машин, мусор, мало зелени, лавочки.
Для поездки в автобусе: автобус, руль, касса, билеты, кошельки с игрушечными
монетами, табличка с надписью «экскурсионный»,стульчики с номерами.
Для выставки: ширмочка с картинками необычных домов, самодельные книжки
и открытки, подставка для них, ценники.
Для мастерской архитектора: столы. Ропуск с символом профессии, основа для
макета, дороги, река из цветного картона, наборы конструктора «Лего», другие
разновидности конструкторов, настольный строительный материал, бумага, клей,
ножницы, бросовый материал, пластилин.
Рамка- портал для возвращения в студию.
Сопутствующие игры:
«Телепередача»
«Поездка в автобусе»;
«Выставка»;
«Киоск с сувенирами».
Предполагаемые роли: ученые экологи, архитекторы, озеленители, инженеры,
журналист- ведущий, телеоператор, экскурсовод, продавец, участники телепередачи,
посетители выставки, кассир, кондуктор, шофр, пассажиры.
Примерные игровые действия:
Съмка телепередачи:
журналист, ведт передачу, берт интервью, изучение экологической обстановки в
городе репортаж.
Телеоператор фотографирует, снимает видео
Поездка в автобусе:
продают и покупают билеты, кассир -диспетчер объявляет об отправке автобуса
Шофр и кондуктор готовят автобус к поездке, размещают пассажиров, везут.
Объявляют об окончании поездки.
На выставке:
экскурсовод ведт экскурсию. Посетители рассматривают фотографии. дают интервью
журналисту. Телеоператор ведт видеосъмку. Продавец сувениров предлагает свой
товар, экскурсанты покупают его.
Мастерская:
изготовление макета Экограда из конструкторов, строительного, бросового и
подсобного материала и т. п. Главный архитектор руководит размещением зданий.
Прокладкой дорог. Инженеры строят мосты. Озеленители изготавливают и размещают
макет парка, клумбы, защищают свои проекты перед комиссией.
Обогащение и активизация словаря: архитектор, проект, строительство,
эколог, озеленитель, экологическая катастрофа, экскурсовод, выставка;
Предварительная работа:
Чтение литературы:
Чтение «Без растений жизнь невозможна. А почему?» Г. А. Фадеева «Экологические
сказки»
Беседы «Кто такие экологи и чем они занимаются», «Почему нам необходим чистый
город?»
Познавательное развитие:
Просмотр презентаций:
«Профессия архитектор», «Необычные дома» «Что делает город красивее?»
«Профессия озеленитель»
Рассматривание иллюстраций по теме.
Ход игры
1 этап – завязка сюжета.
Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь в обустройстве
телестудии для начала новой интересной игры.
-Ребята, я приглашаю вас принять участие в телепередаче, посвящнной
проблемам нашего города. Давайте пройдм в студию, где нас уже ждт ведущий -
журналист (заранее выбранный ребнок). Только нам надо выбрать оператора для
видеосъмки. Берите пригласительные билеты и проходите в студию. Тот, у кого на
билете будет изображена кинокамера, станет нашим телеоператором.
(дети занимают места в студии, оператор начинает съмку)
Оператор: Внимание, тишина в студии. Мотор.
Ведущий - журналист: Приветствую вас на передаче «Проблемы большого
города» Предлагаю послушать сообщение учного эколога (эту роль берт
воспитатель).
Эколог: Уважаемые гости студии! В нашем городе создалась очень сложная
экологическая ситуация, которая плохо сказывается на здоровье жителей. Их
становится вс больше и приходится строить вс новые и новые высотные
многоэтажные дома. А жизнь на этажах выше четвртого приносит вред здоровью
человека. Улицы стали слишком узкими для огромного количества машин, которые
загрязняют воздух отработанным топливом, а почву бензином и маслом. Мусора тоже
становится вс больше. Он загрязняет землю и воду в городской реке. Я и мои коллеги
экологи обеспокоены и предлагают обсудить, как мы можем это исправить, чтобы
избежать экологической катастрофы в городе.
Ведущий - журналист предоставляет слово желающим высказаться, передавая
микрофон говорящему.
Оператор направляет на него камеру.
Дети- гости в студии вносят свои предложения.
Журналист - ведущий: Спасибо, ваше мнение для нас очень ценно. Мы можем
обратиться за помощью к архитекторам и озеленителям. Сейчас в нашем городе
проходит их выставка «Экоград». Давайте туда оправимся на экскурсию.
2 этап- обыгрывание поездки в экскурсионном автобусе.
Обсуждают, на чм поедут (автобус). Дети договариваются о распределении
ролей кассира, шофра, кондуктора, экскурсовода, продавца книг и открыток.
Готовят атрибуты (автобус, руль касса, билеты, кошельки). Покупают билеты,
предъявляют кондуктору, занимают места в автобусе. Кассир – диспетчер объявляет
об отправке. Экскурсовод в это время подготавливает выставку, встречает гостей у
автобуса. Продавец книжного киоска раскладывает товар (самодельные книжки и
открытки).
Экскурсовод: приглашаю вас на выставку «Экоград». Здесь вы видите
необычные дома, которые придумали архитекторы, чтобы природа была рядом с
человеком даже в большом городе. Далее авторский текст ребнка.
Продавец книг предлагает купить на память открытки и книжки.
Дети - посетители осматривают выставку, делятся впечатлениями, покупают
открытки и книжки на память.
Журналист – ведущий берт интервью у посетителей выставки.
Телеоператор продолжает съмку.
3 этап – продуктивная деятельность детей: создание макета экограда.
Воспитатель делает объявление:
-Внимание, говорит главный эколог! В выставочном зале была установлена
машина времени. Теперь вы все перенеслись в будущее и стали взрослыми
архитекторами, озеленителями, инженерами, изобретателями и все вместе можете
создать макет экологически благоприятного и чистого города.
Договоритесь, кто кем стал, с кем, что и из чего будет изготавливать для
макета города, и не забудьте выбрать главного архитектора.
Обсуждение кандидатов на эту роль, что должен уметь делать е
исполнитель.
Дети выбирают свою профессию, берут пропуск с е символическим
изображением, расходятся по соответствующим мастерским, где уже лежат схемы и
картинки построек, отбирают необходимые материалы (конструктор, строитель,
бумагу, бросовый материал, начинают изготовление построек и поделок.
Главный архитектор с инженерами готовят площадку для макета города-
сдвигают столы, прокладывают главные дороги, намечают место для мостов, жилых
домов, парков.
Инженеры выбирают схему или картинку и строят мосты.
Воспитатель в роли эколога – консультанта оказывает необходимую
помощь советами.
По мере изготовления домов и других построек, дети под руководством
главного архитектора размещают их на макете.
Воспитатель: встречайте комиссию учных экологов, которые примут и оценят
вашу работу. Дети рассказывают о своих проектах. Комиссия благодарит и принимает
макет.
Воспитатель: Внимание, сейчас произойдт перемещение через
пространственно-временной портал прямо в телестудию. Приготовьтесь, проходите по
очереди.
Дети «проходят через портал» и оказываются в телестудии.
4 этап- обсуждение иг
ры [/i]
Воспитатель: ребята, я как главный ЭКОЛОГ, благодарю вас
за творчество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения макета
Экограда, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить
большую экологическую катастрофу в городе, и вручаю вам медали «За любовь к
природе».
Воспитатель:
- Ребята, во что мы сегодня играли, кем были, что делали?
- Кому помогали? (ответы детей)
- Что нового узнали? (ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
- Какой вывод мы сегодня сделали? (ответы детей)
Берегите, ребята, природу,
- И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг.
А сейчас вы можете продолжить игру с нашим макетом. Давайте подумаем, кто
будет жить в нашем городе (ответы детей).
(переход в самостоятельную игровую деятельность).