Любовь Маркелова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника и аптека» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника».
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умения развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.
Продолжать знакомить с профессией и специальностями врачей. Вызвать интерес к профессии врача. Развивать разговорную речь.
Содействовать обогащению знакомой игры новыми решениями (изменение атрибутики, введение новой роли).
Развивающие:
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Поликлиника и аптека“ в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Врач. Конспекты занятий на тему медицинских профессий
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Способствовать возникновению ролевого диалога, закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, тонометр, шприц. Обогащение словаря детей вежливыми словами.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к профессиям врачей. Формировать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Приемы поддержания и развития игры : Для организации игры и распределения ролей беру на себя роль главного врача. Далее, поручая роли врачей и медсестры детям группы, беру на себя второстепенную роль – роль первого пациента с ребенком. Явившись на прием первым, стараюсь помочь своей беседой войти в роль еще не опытному врачу, помогаю ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами.
Предварительная работа:
1. Посещение детской поликлиники, аптеки с родителями.
2. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
3. Чтение художественных произведений:
• А. Л. Барто «Мы с Тамарой»; «Я лежу, болею…»
• С. Я. Маршак «Прививка»
• Э. Э. Мошковская «Ангина»
• К. Я. Чуковский «Айболит»
4. Раскраски «Больница».
5. Тематические беседы: «Как я с мамой ходил на приём к врачу», «Как я болел».
6. Дидактическая игра «Профессии»
7. Рассматривание иллюстраций, фотографий медицинских работников 8. Рассматривание медицинского оборудования: реальных медицинских инструментов (фонендоскоп, шприц, шпатель, пипетка, тонометр, пинцет) и объяснение педагогом их назначение, показывая как ими пользуются
9. Игры-ситуации : «Посещение регистратуры», «Процедурный кабинет», «Покупка лекарств в аптеке».
10. Беседы о работе:
• Педиатра (терапевта)
• Медицинских сестёр
- регистратора
• Окулиста (офтальмолога)
• Фармацевта
11. Рассматривание медицинских инструментов, препаратов.
12. Изготовление атрибутов к игре: карточек для пациентов, таблеток.
13. Создание развивающей среды.
Игровые действия:
-поездка на машине
- приход в поликлинику;
- получение карты и талона в регистратуре;
- прием у врача;
- посещение процедурного кабинета;
- занятия ЛФК;
- снятие денег в банкомате;
- выполнение рекомендованного лечения дома;
- покупка лекарства в аптеке.
Оборудование и материалы:
- халаты с бейджиками, шапочки
- рецепты, талоны, карточка больных
- телефон, клавиатура
- модули: банкомат, машина, аптека
- реальные предметы: тонометр, фонендоскоп
- игрушки: медицинские инструменты
- коробочки и баночки из-под лекарств, витаминов, лекарственных трав.
- ручки, фломастеры
- схемы выполнения упражнений, пособия для профилактики плоскостопия
Игровые роли: Врач ЛФК, окулист, терапевт, медсестра, пациент, регистратор, фармацевт, шофер, члены семьи.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, к нам пришла посылка. Адрес наш, но написано «Поликлиника». Посмотрим. Что это? Это медицинские инструменты. Как они называются? (тонометр и фонендоскоп). Кому они нужны в работе? (врачу). Для чего нужен фонендоскоп? Что врач слушает фонендоскопом? (сердце, легкие) Для чего нужен тонометр? (измерять давление).
Мне пришло голосовое сообщение на телефон, это городские новости, надо послушать.
(включается запись)
«Сегодня в нашем городе открывается новая поликлиника. Это приятная новость для взрослых и детей. В поликлинике будут открыты современные кабинеты и аптечный пункт. Для удобства пациентов в холле размещен банкомат. Добро пожаловать! Если кому то случайно по почте пришла наша посылка с медицинскими инструментами, просим доставить их в поликлинику.»
Воспитатель: Вы слышали? У нас открывается новая поликлиника!
Вот куда посылка должна быть доставлена. Надо ее отвезти. Поедем? На чем можно быстро по городу доехать до поликлиники? Кто может такси вызвать?
(ребенок «вызывает такси»
Ставиться модуль «машина», дети ставят стульчики. Выбирают водителя по считалке. Едут в поликлинику).
Воспитатель: Кто из вас был в поликлинике? Давайте вспомним- что мы там видели? (Врача, медсестру, делают укол.) А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (Когда болеют, чтобы вылечиться.)
Воспитатель: Мы приходим в поликлинику и говорим, что у нас что- то болит. А как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «на что жалуетесь?».
Когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? Нет. Сначала надо взять медицинскую карточку- мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор- медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес. Заносит все в компьютер и только тогда она выдаст вам медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки- ведь кто- то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.
(включается запись звуков на дороге)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Осторожно, дорогу переходим правильно по пешеходному переходу. Посмотрели налево, идем до середины. Посмотрели направо-идем дальше, если нет машин или ждем, когда они остановятся, чтобы нас пропустить.
Воспитатель: Заходите, не забудьте поздороваться. А с кем же здороваться никого нет и вывесок нет. Давайте посмотрим и сами определим где что находится. Посмотрите, вот «Аптека». Кто в ней работает? Фармацевт. Фармацевт читает рецепты и подбирает лекарство, берет деньги и сдает сдачу. Что там продают? (Лекарство, мази, капли, травы.) Она еще видно закрыта.
Вот банкомат. Для чего он? (деньги снимать)
(подходят к подготовленным столам, начинают рассматривать)
Воспитатель: Посмотрите на предметы на столе и скажите кто здесь работает? Регистратор, это регистратура. Поставим вывеску. Идем дальше.
Воспитатель: Что вы видите в этом кабинете? (таблица для проверки зрения, указка, лопаточка для прикрытия глаза, очки) Здесь работает окулист. Прикрепим табличку. Что он делает? Проверяет зрение. Идем дальше.
Воспитатель: Что мы видим здесь? (шприцы, лекарства, мензурки, ватные шарики, ватные палочки, бинты, грелки. т. д.) Кто здесь работает? (медсестра) Что она делает? Медсестра в процедурном кабинете ставит уколы, закапывает нос, смазывает раны, ходит на дом делать уколы. Здесь надо нам оставить фонендоскоп и тонометр? Нет. Это процедурный кабинет, прикрепим вывеску. Идем дальше.
Воспитатель: Что мы видим в этом кабинете? Здесь только градусник, весы и рецепты. Я думаю это кабинет врача или терапевта или педиатра. Вы согласны со мной? Детей лечит врач-педиатр, он ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на лечение и рецепт на лекарства. Оставим здесь фонендоскоп и тонометр и прикрепим вывеску.
Воспитатель: Кабинеты оборудованы. Но, вот проблема, в новой поликлинике совсем нет врачей. Надо срочно что-то делать. Я придумала. Сейчас я надену белый халат и так как я старшая, буду главным врачом. И наберу персонал. Пойдете работать в поликлинику?
- Кто из вас хотел бы быть врачом? Медицинским регистратором? Медсестрой? - Так как у нас поликлиника, нам нужен врач окулист. Кто хочет быть окулистом? -Есть ещё одна вакантная должность для работы в аптеке. Кто будет фармацевтом? -Еще в нашей поликлинике будет работать кабинет лечебной физкультуры. Я как главный врач займусь его оборудованием. - Остальные дети будут пациентами. Они будут посещать наше лечебное учреждение. - Что делают пациенты? (берут карточку и талон в регистратуре, ходят на прием к врачам, на процедуры, покупают лекарства, снимают деньги в банкомате) Что мы должны говорить, когда больной входит в кабинет врача? А когда - уходит? (спасибо - до свидания). А когда получаешь лекарства в аптеке, что говорить?
Воспитатель: -Ну, что ж, пора открывать поликлинику! (Дети надевают халаты, шапочки, берут необходимые инструменты).
-Итак, поликлиника открыта, начинается прием.
Больные, не забудьте взять в регистратуре талон на приём к врачу.
Проходим на приём к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу можно присесть на стульчики, подождать своей очереди.
(По ходу игры подсказываю, даю советы. Создаю так ситуацию чтобы пациенты попали к разным врачам).
Дети по очереди подходят к регистратуре, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор- ребёнок выдаёт карточки. Затем дети по очереди проходят к врачу.
1-й пациент (Входит мама с ребенком. В роли мамы воспитатель, т. к. ребенок не говорящий
Регистратор: Здравствуйте, назовите адрес, как фамилия и имя вашего ребенка, сколько ему лет.
Мама: Здравствуйте! Амеличева Полина, 6 лет. Улица Баркова дом 17, квартира 58.
Регистратор: Прием в 9 часов, вот вам талон и ваша карточка.
Врач педиатр: - Здравствуйте! Садитесь. Давно не были у нас, надо вас взвесить. Вставайте на весы. 19 кг, хорошо. На что жалуетесь?
Мама: - Здравствуйте! У меня заболела дочка. Высокая температура, сильный кашель! Что с ней не знаю. Помогите, пожалуйста, доктор!
Врач: - Сейчас мы её послушаем! Дыши! Не дыши! У девочки - хрипы. Ей необходимо дать микстуру от температуры, и ставить уколы. Медсестра будет приходить домой и делать уколы. Дома давайте ребенку теплое молоко. Купите в аптеке лекарства и витамины. Придете на прием через неделю.
(идет в банкомат, снимает деньги и идет в аптеку)
Мама: Здравствуйте, есть ли у вас микстура от температуры?
Фармацевт: (смотрит рецепт) Есть, стоит два рубля. Принимать каждый час по одной чайной ложке.
Мама: И витамины нам дайте, пожалуйста.
Фармацевт: Витамины стоят 3 рубля. Всего с вас 5 рублей.
Мама: Вот, возьмите. (протягивает деньги и берет лекарство). Спасибо и до свидания.
Фармацевт: До свидания.
(идет домой. Приходит медсестра)
Медсестра: Динь-динь-динь. Здравствуйте, я пришла поставить укол вашей дочке.
Мама: проходите пожалуйста.
Медсестра: Где у вас руки можно помыть? (достает из чемоданчика шприц и ставит укол) Вот и все, приду завтра, до свидания.
2-й пациент
Регистратор: Здравствуйте, назовите адрес, как ваша фамилия, сколько вам лет.
Ребенок-больной: Здравствуйте! Мы живем на улице Снежной, дом 34 квартира 17, Щукин Леня, 5 лет.
Регистратор: Прием в 8 часов, вот вам талон и ваша карточка.
Ребенок-больной: - Здравствуйте, доктор.
Врач педиатр: - Здравствуйте! Садитесь. На что жалуетесь?
Ребенок-больной: У меня болит горло, высокая температура.
Врач: Подымите рубашку, я вас послушаю. Хрипов нет. Давайте давление измерим. Давление в норме. (Записывает в карточку). Покажите свое горло. Скажите «А». Поставьте градусник.
-Да, температура высокая. У вас ангина. Я вам еще выпишу таблетки и еще полощите горло. Лекарства купите в аптеке, возьмите рецепт. Дома заварите травку и будете полоскать горло.
Ребенок-больной: - Спасибо, до свидания.
(Пациент идет к банкомату, снимает деньги и приходит в аптеку.)
Ребенок-больной: Здравствуйте! Вот мои рецепты, дайте, пожалуйста, мне лекарства.
Фармацевт: - Возьмите, пожалуйста. Принимать по 1 таблетке 3 раза в день.
Ребенок-больной: - Спасибо! До свидания!
3-й пациент
Регистратор: Здравствуйте, назовите адрес, как ваша фамилия, сколько вам лет.
Ребенок-больной: Здравствуйте! Мы живем на улице Бурлова, дом 25, Гарридов Кирилл, 7 лет.
Регистратор: Прием в 10 часов, вот вам талон и ваша карточка.
Ребенок-больной: - Здравствуйте!
Врач: - Что с вами случилось?
Ребенок-больной: - Я поранил руку.
Врач: - Сейчас я вас посмотрю (осматривает и говорит). «Вам надо обработать рану. Я вас направлю в процедурный кабинет
Медсестра: - Здравствуйте! Давайте мы сейчас обработаем рану и наложим повязку (делает). Придёте завтра на перевязку.
Ребенок-больной: - Спасибо! Теперь я могу идти домой.
4-й пациент
Регистратор: Здравствуйте, назовите адрес, как ваша фамилия, сколько вам лет.
Ребенок-больной: Здравствуйте! Мы живем на улице Пихтовой дом 20, квартира 40. Лихачев Сережа, 7 лет. Мне к окулисту надо на прием
Регистратор: Прием в 10 часов, вот вам талон и ваша карточка.
Окулист: Здравствуйте. На что жалуетесь?
Ребенок-больной: Глаза болят, плохо вижу.
Окулист: Садитесь на другой стул, закрывайте правый глаз и называйте картинки, которые я показываю. Теперь другой глаз закрывайте. Хорошо. У вас плохое зрение, наверное долго за компьютером сидите. Я вам выпишу капли в глаза, купите их в аптеке, возьмите рецепт. А пока поносите вот эти лечебные очки.
(идет в банкомат, снимает деньги и покупает капли в глаза)
После поликлиники дети могут идти «домой» и сами играют в игру «семья». Затем могут прийти в поликлинику со своими детьми.
Главный врач объявляет, что первая смена окончена и приглашает всех детей пройти в кабинет ЛФК, где предлагаются тренажеры на профилактику плоскостопия.
Затем детям предлагается роль врача ЛФК. Врач ЛФК проводит гимнастику по карточкам. Остальным детям предлагается поменяться ролями.
Прием идет до последнего пациента. Дети получают витамины.
Итог игры :
Воспитатель: - Ну вот, и закончилась наша игра.
- Как называлась она?
- Кто участвовал в игре? (называют дети)
- Вам понравилась игра, почему?
- Если она вам понравилась, то мы продолжим в неё играть завтра. Сообщает, что в следующий раз в поликлинике откроется кафе. А сегодня врачи приняли всех больных, и рабочий день у них заканчивается. Больница закрывается. Но, прежде, чем уйти домой что они должны сделать?
(Все убрать по своим местам, навести порядок в кабинете! (дети убирают).
Список литературы:
1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб. -метод, пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» : Пособие для воспитателя. 2-е изд., «ГНОМ и Д», 2001