Алина Луконина
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Супермаркет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
«Супермаркет»
Тема:
«Супермаркет»
Цель: создание социальной ситуации для детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста „Супермаркет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
-познакомить детей с игрой «Супермаркет», формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения совместно договариваться, распределять роли, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками; подготавливать необходимые условия для игры;
- формирование у детей интереса к современным профессиям, создавать условия для творческого самовыражения для возникновения новых игр и их развития;
-развивать диалогическую и монологическую речь, уточнить и расширить словарь по теме «Супермаркет»;
- воспитывать культуру общения в супермаркете, умение обращаться к продавцу, кассиру, охраннику; закреплять правила поведения в общественных местах (супермаркет).
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: беседа, рассказ, вопросы к детям, использование игровых ролевых ситуаций, художественное слово.
Планируемые результаты развития интегративных качеств детей: инициативность, любознательность, способность к сотрудничеству, эмоциональная отзывчивость, способность самостоятельно принимать решения и ориентироваться в ситуации, толерантность, хорошее владение устной речью.
Предварительная работа:
Деятельность педагога:
Изучение метод литературы, подбор информации о супермаркете, об обязанностях его работников.
Совместная деятельность педагога и детей:
Просмотр иллюстраций и мультфильма о деятельности супермаркета, чтение художественной литературы: стихи о профессии продавца, загадки о товарах и продуктах. Обыгрывание действий продавца, кассира, покупателя и др.
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление денег, кредитных карт, ценников, продуктов.
Беседы с детьми: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера,
сегодня, завтра», «Что такое супермаркет?», «Что такое касса?»
- Дидактические игры по классификации продуктов питания, одежды, овощей, фруктов, посуды.
- Д/И «Назови магазин», «Ягоды - фрукты», «Найди свою покупку».
- «Сказка о необычных покупках», стихотворение О. Емельяновой «Магазин игрушек».
Работа с родителями: экскурсия в супермаркет совместно с ребенком, изготовление совместно с педагогом группы атрибутов к игре.
Подготовка игрового пространства
Атрибуты, игровой материал: вывеска «Супермаркет»; вывески отделов «Одежда», «Игрушки», «Хлеб», «Фрукты-овощи», «Молоко»; стойка камеры хранения, прилавки, кассовые аппараты, упаковочный материал, корзина для продуктов, различные коробки, банки, мелкие игрушки, предметы-заместители, отличительные элементы для сотрудников (бейджи, фартуки и др.)
Взаимосвязь с сопутствующими сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Автобус» (такси и т. д.) и др.
Предполагаемые роли и игровые ролевые ситуации (роли, атрибуты, игровые действия, речевые обороты).
Главные роли:
Кассир (фартук, касса, деньги) Выкладывает товар из корзинки на прилавок, пробивает его, берет с покупателя деньги, сдает сдачу.
«Добрый день!»
«Пакет Вам нужен…»
«С Вас … рублей…»
«Спасибо за покупку!»
«Приходите к нам еще!»
Покупатель (сумка, кошелек, деньги, корзина для продуктов) Ходит между витринами, выбирает товар, уточняет информацию у консультанта, складывает товар в корзину.
«Добрый день, подскажите, пожалуйста, этот товар…»
«Спасибо вы мне очень помогли…»
«Спасибо, до свидания»
Продавец-консультант (фартук, бейджики) Предлагает свою помощь покупателям в выборе товара, проверяет ценники на товарах, раскладывает новый товар.
«Добрый день! Чем я могу вам помочь…»
«Чтобы вы хотели у нас приобрести…»
«Рада вам была помочь…»
Охранник (рация)
«Здравствуйте»
«Возьмите, пожалуйста, корзины»
«У нас есть камера хранения»
Уборщица (тряпки, ведро, форма) Протирает полки, моет полы.
Второстепенные роли: мама, папа, дети, водитель автобуса (такси) и т. д.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, откуда к вам домой попадают продукты, одежда, мебель, бытовая техника?
(ответы детей)
Воспитатель: А какие магазины вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Много назвали магазинов! А скажите, ребята, если такой магазин, в котором можно купить все сразу: молоко и хлеб, мыло и стиральный порошок, посуду, игрушки, тетради с ручками и даже ошейник для собаки? Прямо волшебство какое-то! А ведь такой магазин существует на самом деле! Называется он «Супермаркет». Кто-нибудь слышал про такой магазин?
(ответы детей)
Воспитатель: хорошо! Как вы думаете, чем отличается супермаркет от обычного магазина?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята. Если в обычном магазине товар нам выдает продавец, то в супермаркете товар мы выбираем сами и кладем в корзину или в тележку.
Как вы думаете, для чего нам нужна тележка в супермаркете?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята! В супермаркете предлагают нам не только большой выбор товаров, но и некоторые услуги: например, корзины, тележки, камера хранения, где люди могут оставлять пакеты и сумки. А также, в супермаркете предлагается не одна касса, а несколько.
Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята, обычно в супермаркете много покупателей. И каждый хочет побыстрее расплатиться за товар. Поэтому для людей предложено несколько касс.
Обратите внимание, ребята, как в супермаркете расположены товары. Товары лежат на полках, в холодильниках, в корзинах так, чтобы покупатели могли свободно взять их, посмотреть цену, внешний вид товара, определить срок годности (не испорчен ли продукт).
Давайте теперь поговорим о том, кто работает в «Супермаркете». Может, вы мне поможете?
(ответы детей)
Воспитатель: итак, в супермаркете работают продавцы, которые помогают найти тот или иной товар, взвешивают, упаковывают»; кассиры, которые считают общую стоимость покупки, принимают деньги, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя). Также ни один супермаркет не обходится без охранников. Они следят за порядком, смотрят, чтобы люди не прятали товар в кармане или не съели его по пути к кассе, а также предлагает покупателям воспользоваться камерой хранения, если у них с собой много тяжелых пакетов.
Еще раз обратите внимание на камеру хранения (воспитатель показывает, как ею пользуются. Открываем шкафчик, кладем пакет, закрываем шкафчик ключом. На каждом ключе есть свой номер.
- Я вам предлагаю построить свой «Супермаркет», в котором будет продаваться все, что мы захотим. А затем поиграем в «Супермаркет».
Воспитатель: Ребята, что мы будем продавать в нашем супермаркете? (дети выбирают) Значит, у нас будут продаваться продукты, детские игрушки, овощи и фрукты ().
- Итак, в нашем «Супермаркете» будут отделы: продуктовый, игрушечный, овощной.
- А теперь нам надо расставить то, что мы будем с вами продавать по отделам.
- Супермаркет мы построили, теперь надо распределить роли (одновременно раздаю атрибуты).
- Все оставшиеся участники игры будут покупателями.
- Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет.
-Теперь пора открывать наш «Супермаркет». Все работники магазина занимают свои места.
Воспитатель проверяет правильность выполненных покупателями заданий.
Усложнение заданий: дети могут упражняться в счете предметов в разном направлении, покупатели могут покупать не один товар, а несколько.
Дальнейшее развитие сюжета: если игра детям нравится, то они продолжают ее самостоятельно, в супермаркете то открываются, то закрываются отделы, обновляется ассортимент. Завозят новые товары.
В конце игры подводим итоги.
Воспитатель: ну что, ребята, понравилась вам игра?
(ответы детей)
Воспитатель: Вы заметили, как работники супермаркета разговаривали с покупателями? Как они помогали им, вели себя культурно, были вежливыми. Но и покупатели показали себя с лучшей стороны.
Хотелось бы вам, чтобы в настоящей жизни так и происходило?
(ответы детей)
Воспитатель: будем еще играть в «Супермаркет»?
(ответы детей)