Ирина Новгородова
Конспект специально организованной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект специально организованной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы
по поисково-исследовательской деятельности : «Невидимка-воздух».
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Публикация «Конспект специально организованной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
1) Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных.
2) Развивать у детей способности в установлении причинно-следственных связей на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы.
3) Совершенствовать диалогическую речь (упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями).
4) Активизировать словарный запас: лаборатория, опыты, исследование, эксперименты, движение воздуха.
5) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, дружелюбие, взаимную поддержку.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие – развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
Социально – коммуникативное развитие – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Физическое развитие – овладение подвижным играм с правилами.
Материалы и оборудование: стакан с водой на каждого ребёнка; трубочки для коктейля на каждого ребёнка; пустой стакан на каждого ребёнка; прозрачная емкость с водой; целлофановые пакеты на каждого ребёнка; острые палочки на каждого ребёнка; игрушка Лягушонок.
Предварительная работа: Беседы «Живая и неживая природа»; «Как воздух надо охранять», «О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок В. Сухомлинского «Весенний ветер», Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром.
Ход НОД:
Воспитатель :
Ребята, хотите узнать чем мы сегодня будем заниматься?
Тогда внимательно послушайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Воспитатель : Правильно, это воздух.
Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом.
Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
(Беру игрушку лягушонок)
Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!
(внести игрушку лягушонок)
Воспитатель : Здравствуй Лягушонок! Как ты к нам попал?
Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель : Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель : Погоди Лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Воспитатель : Никуда он не спрятался. Ребята, если вы хотите, то давайте докажем Лягушонку, что воздух действительно есть.
Но для этого нам надо отправиться в «научную лабораторию».
Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
А на чем можно отправиться в лабораторию?
(ответы детей «на поезде»)
Давайте тогда представим, что мы с вами в поезде (дети встают по кругу друг за другом).
Приготовились, слушаем сигнал отправления (звучит гудок паровоза) поехали.
Воспитатель : Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будите научными исследователями.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним какие правила надо соблюдать.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам?
Давайте вспомним еще девиз нашей работы:
«Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать наша наблюдательность».
-Скажите ребята, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух.
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите. Что в них? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакеты воздух и закручиваем пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Воспитатель : Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель : что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Физминутка:
Игра «Водолаз». Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы. (Дети предварительно «готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают – «погружаются» и сидят на корточках, кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть - «всплывают» - встают).
- Ой, у меня закружилась голова. Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Ребята, а вы знаете, где еще есть воздух?
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель : Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Дети: в нем ничего нет.
Воспитатель : Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(предложить детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель : Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы увидели? (пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Ребё нок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель : Потому, что воздух легче воды.
Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель : Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Воспитатель : Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт № 4 «Движение воздуха».
Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
(Ответы детей).
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.
Итак, делаем вывод, что воздух – движется.
Итог занятия:
Воспитатель : Ребята мы сегодня провели с вами опыты. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы).
Ну что ж ребята нам пора возвращаться в группу.
Ребята, где мы с вами побывали? Что мы там делали? А какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали?
«Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь».